Девиантное поведение – профилактика у детей-подростков

Содержание

Что такое девиантное поведение детей?

Девиантное поведение - профилактика у детей-подростков

Девиантное поведение детей является проблемой для их родителей, воспитателей, друзей. Подобные трудности обычно связаны с изменениями в обществе.

Из-за этого с каждым годом увеличивается количество школьников и детей дошкольного возраста, которые имеют конфликтное и агрессивное поведение.

Трудные дети не умеют нормально общаться с другими ребятами в группе или классе, они не интересуются обучением.

Типы девиантного поведения

Под девиантностью понимают любое отклонение от принятых в обществе норм. Этот термин применяется по отношению к ребенку, когда его деятельность не вписывается в принятые правила. Социальный аспект подразумевает наличие явлений, которые несут угрозу выживанию человека в окружении.

С медицинской точки зрения девиантность рассматривается как проблема нервно-психического здоровья.

С психологической стороны вопроса подобное поведение определяется как антиобщественный образец принятия решений в спорных ситуациях, а также полное игнорирование реальности, из-за чего человек нарушает правила и наносит ущерб окружающим.

Выделяют такие девиантные формы поведения детей:

  • Деструктивное. Человек наносит вред исключительно себе, причем он может быть как физический, так и психологический. Примером можно считать мазохизм.
  • Асоциальное. Человек вредит не только себе, но и социуму, с которым контактирует. К примеру, это алкоголизм.
  • Противоправное. В этом случае человек наносит вред другому человеку. Примером является воровство в магазине или грабеж.

Дети с девиантным поведением пытаются выразить себя таким способом. Это может быть проступок. Ярким примером является драка. Также деятельность может стать постоянной, что характерно уже для детей более старшего возраста. Например, подростки могут прибегать к воровству или даже проституции.

В худшем случае изменяется образ жизни. Например, подросток примкнет к какой-либо группировке, которая будет заниматься преступлениями. Как только появляются малейшие изменения в худшую сторону в поведении детей, обязательно нужно обратить на это внимание, чтобы не допустить ухудшения ситуации.

Для каждого возраста характеристика отклонений будет разной:

  • Для детей до 7 лет — это раздражительность, нервозность, противоречивость, проблема неуспеваемости, агрессивное поведение. Кроме того, можно заметить, что малыш дошкольного возраста боязливый и неуверенный в себе.
  • Дети в возрасте от 7 до 10 лет. В этом случае нарушения имеют более выраженный характер. К примеру, постоянно проявляется хамство, конфликтный характер малыша. Если он становится слишком скованным, теряет аппетит, то на это тоже следует обратить внимание.
  • Подростки от 10 лет и старше. В этом возрасте проблема будет уже более серьезной. Примером может быть бродяжничество, хулиганство, воровство.

Преступность, согласно статистическим данным, больше встречается у людей в возрасте от 13 до 20 лет. Алкоголизм характерен для подростков от 13 до 16 лет.

Особый случай девиантности — это склонность к самоубийству, причем оно может быть следствием как деструктивного, так и асоциального образа действий.

Подросток может свести счеты с жизнью из-за множества причин: постоянные конфликты в семье, наркотическая зависимость, алкоголизм, отказ от интимной близости, помутнение рассудка, недовольство собой.

Причины девиантного поведения

Причины девиантного поведения детей очень многообразны. К тому же довольно сложно в определенной ситуации выделить только 1 фактор, который повлиял на развитие отклонений. Как правило, тут имеется комплекс проблем:

Медико-биологические факторы

Эту группу можно условно разделить на приобретенные, врожденные и наследственные причины. Врожденные развиваются вследствие внутриутробного развития при беременности женщины. К примеру, на это влияет токсикоз, различные инфекционные процессы, интоксикация медикаментами, неправильный образ жизни, несбалансированное питание.

Наследственные причины связаны с нарушениями генетического материала. Примером являются обменные дефекты, поражения генов и хромосом, их мутирование. Из-за этого нарушается структура головного мозга. Как результат, у ребенка могут появиться телесные пороки, недостаточность умственного развития, проблемы со зрением, слухом, нарушения со стороны нервной системы.

Приобретенные причины связаны с самим образом жизни малыша. Они влияют не меньше чем наследственность и врожденные факторы. Нарушения в развитии головного мозга могут быть спровоцированы различными тяжелыми недугами крохи, черепно-мозговыми травмами.

Психологические факторы

Психология отношений влияет на ребенка не меньше, чем генетический материал. В младшем возрасте проблема будет проявляться в виде неконтролируемого гнева.

Если родители что-то запретили, то малыш будет визжать, кричать, брыкаться, ругаться. Преодолеть это можно, если научиться не реагировать на капризы крохи или отвлечь его чем-то.

Однако важно изучить психологические факторы, которые привели к этому.

Социальные факторы

Важную роль в воспитании играет семья. Как правило, проблемы в поведении подростка могут быть вызваны неблагоприятной обстановкой в ней. Риск появления отклонений в поведении малыша повышается в таких случаях:

  • неполная семья, когда воспитанием крохи занимается только 1 родитель;
  • частые конфликты из-за недопонимания, различия взглядов на жизнь;
  • асоциальность семьи: противозаконные действия, паразитический образ жизни;
  • алкоголизм.

Обычно в таких семьях взрослые не реагируют на неправильное поведение малыша или, наоборот, поощряют это. Однако чрезмерная строгость тоже навредит.

Педагогические причины

Часто взрослые требуют от малыша быть дисциплинированным, соблюдать правила поведения, однако сами не подают хорошего примера. К тому же, когда ребенок спрашивает, почему он должен себя вести так, а не иначе, то ему это нужно обязательно объяснять, а не игнорировать вопросы.

Профилактика и коррекция девиантного поведения у детей

Профилактика девиантного поведения детей и подростков подразумевает, что родители, воспитатели и учителя не должны допустить появление отклонений. Вот почему важно проводить работу, которая направлена на то, чтобы ребенок понимал важность социальных норм и умел правильно решать конфликтные ситуации. Причем такая работа должна быть комплексной.

Работа с детьми с девиантным поведением подразумевает следующее:

  • Лекции и беседы. Они должны проводиться в доброжелательной и дружественной атмосфере, чтобы вызвать доверие у подростка. Рекомендуется рассказать детям про различные конфликтные ситуации, и как их можно решать. Обязательно нужно приводить примеры. Кроме того, беседы должны пропагандировать здоровый образ жизни. Важно воспитать у ребенка отвращение к наркотическим и спиртным продуктам.
  • Организовать свободное время. Очень важно приучить ребенка проводить интересно и познавательно свое свободное время. Для этого существует много игр. Еще полезно почитать книги, посетить различные культурные мероприятия, отправиться в поход на природу.
  • Психологические тренинги. Они ориентированы на то, чтобы в коллективе наладить отношения между членами общества. Благодаря этому ребенок научится контактировать с одногруппниками и одноклассниками, расставлять приоритеты, справляться со сложными задачами.
  • Программы с образовательной ориентацией. Они помогут сформировать у ребенка правильное отношение к жизни. Кроме этого, приучат к здоровому образу жизни, проведут профилактику ранних половых отношений и сексуальных отклонений.

Особенности работы с детьми с девиантным поведением заключаются в том, что нужно учитывать, что сам ребенок не умеет контролировать себя и взаимодействовать с окружающим миром. Из-за этого искажается восприятие действительности, проявляются негативные эмоции. Чтобы избавиться от этого, нужно перестроить контакты малыша с ровесниками. Вот основные пути:

  • Сформировать у ребенка интерес к окружающему миру, людям. Он должен научиться понимать их.
  • Закрепить коммуникативные навыки.
  • Изучение элементарных правил поведения в обществе.
  • Выработать адекватное поведение в коллективе.
  • Обучить ребенка правильно оценивать собственные силы и балансировать эмоциями.
  • Развивать умение решать различные проблемы.

Лучше всего помогают в этом игры. Но их нужно организовать так, чтобы они были интересны ребенку. Подойдут игры подвижного и коммуникативного характера. Также можно разыгрывать различные сложные ситуации.

Полезны ритмичные упражнения со словами, особенно для детей дошкольного возраста. Можно отправить ребенка в секцию танцев, пения, игры на музыкальных инструментах. Очень полезно читать различные литературные произведения, а потом обсуждать их.

Для детей дошкольного возраста оптимальным вариантом будут сказки.

Кроме игр и посещения различных секций, обязательно нужно следить за режимом дня и правильным питанием подопечного. Всегда нужно контролировать количество времени для просмотра фильмов, мультиков, игр на компьютере. Но немаловажным является и то, что родители и воспитатели тоже должны выработать у себя терпение.

Заключение

Девиантное поведение детей и подростков является настоящей катастрофой для семьи и коллектива, где ребенок обучается. В разном возрасте это проявляется по-разному. К тому же выделяют различные типы асоциальности. Существует много факторов, которые провоцируют такие отклонения в образе жизни детей. Так что очень важно предотвратить это и скорректировать поведение малышей и подростков.

Источник: https://roditeliz.ru/family/deviantnoe-povedenie-detey-metodika-raboty-s-detmi.html

Девиантное поведение подростков – причины, формы, профилактика – Автор Своей Жизни

Девиантное поведение - профилактика у детей-подростков

Девиантное поведение подростков – совокупность действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом.

Проявляется агрессивностью, садизмом, воровством, лживостью, бродяжничеством, тревожностью, депрессией, целенаправленной изолированностью, попытками суицида, гиперобщительностью, виктимностью, фобиями, нарушениями пищевого поведения, зависимостями, навязчивостями.

Виды девиаций рассматриваются как отдельные психические расстройства и как симптомы определенного синдрома, заболевания. Диагностика выполняется клиническими и психологическими методами. Лечение включает применение медикаментов, психокоррекцию, психотерапию, социально-реабилитационные мероприятия.

«Девиация» означает «отклонение». Девиантное поведение называют отклоняющимся поведением, социальной девиацией. Распространенность среди подростков составляет 40-64%.

Высокие цифры статистических данных объясняются свойственными данному возрастному периоду особенностями: социальной, физиологической и психологической незрелостью.

Более всего подвержены поведенческим отклонениям юноши и девушки 14-18 лет, воспитывающиеся в неблагоприятных социальных условиях, имеющие наследственную отягощенность по психическим расстройствам, токсикомании, наркомании, алкоголизму.

Причины девиаций у подростков могут быть объединены в две большие группы. Первая – особенности социальной среды:

  • Неполные семьи. В условиях воспитания одним родителем высок риск формирования патологических отношений с ребенком, основанных на требовании безусловного подчинения, недостаточном участии, непонимании. Отсутствует образец взаимодействий с противоположным полом.
  • Конфликтные, асоциальные семьи. Напряженность между родителями, частые ссоры, отсутствие взаимопонимания негативно отражаются на воспитательном процессе. Преобладание антиобщественных тенденций, паразитический образ жизни, алкоголизм становятся образцом действий.
  • Учебно-воспитательные ошибки. Недостаточное внимание педагогов, неумение установить контакт с подростком становится основой для формирования неуспеваемости, конфликтов с классом, учителями.

Второй группой причин, приводящих к формированию девиантного поведения подростков, являются медико-биологические факторы. Физиологической основой отклонений служат:

  • Отягощенная наследственность. Развитию девиаций способствуют сниженные защитные механизмы, ограниченные приспособительные функции личности. Данные особенности наблюдаются при наследовании умственной недостаточности, аномальных черт характера, склонности к алкоголизму, наркомании.
  • Патологии центральной нервной системы. Биологическая неполноценность нервных клеток мозга развивается при тяжелых заболеваниях на первых годах жизни, черепно-мозговых травмах. Она проявляется эмоциональной неустойчивостью, снижением адаптивных возможностей.
  • Особенности пубертатного периода. Гормональная перестройка организма, активное созревание отделов коры головного мозга, формирование высших психических функций может проявляться заострением характерологических черт, асоциальными поступками.

Патогенез девиантного поведения подростков сложен. Развитие девиаций основано на состоянии дезориентации в системе общественных ценностей и норм. Период возрастного кризиса характеризуется острой потребностью самоопределения, самовыражения.

Отсутствие благоприятной социальной обстановки, устойчивой системы ценностей, поддержки значимых лиц (сверстников, взрослых) приводит к образованию патологических поведенческих паттернов. Зачастую в их основе лежит желание привлечь внимание, доказать свою значимость, самостоятельность, независимость, силу.

Поступки часто носят противоправный, антиморальный характер.

Существует несколько вариантов классификаций девиантного поведения подростков. В рамках медицинского подхода распространена типология, предложенная В. Д. Менделевичем – российским психиатром, психотерапевтом, патопсихологом. Она основана на способах взаимодействия с реальностью, характером нарушения общественных норм:

  • Делинквентныйтип. Включает действия, поступки, трактующиеся как преступные: воровство, разбой, насилие.
  • Аддиктивный тип. Формируется стремление уйти от реальности, поддерживать интенсивные эмоции. Искусственным путем подростки добиваются изменения психического состояния: используют химические вещества (алкоголизм, наркомания, токсикомания), фиксируют внимание на определенных стимулах, действиях (транс, мастурбация).
  • Патохарактерологический тип. Поведение обуславливают патологические черты характера, сформированные в процессе воспитания. Данная группа включает акцентуации характера, психопатии (истероидная, шизоидная, эпилептоидная и др.).
  • Психопатологический тип. Поведенческие реакции подростка – проявление психопатологических синдромов и симптомов психического заболевания. Пример: апатия – симптом депрессии, гипомания – проявление биполярного расстройства.
  • Гиперспособности. Одаренность, талант, гениальность проявляются действиями, отклоняющимися от нормальных.

Подростковые девиации не имеют четко выраженной стадийности. Развитие идет от единичных отклоняющихся поступков к регулярным повторяющимся действиям, организованной деятельности, образу жизни. Прогресс может занимать несколько недель, месяцев, лет.

Основное клиническое проявление девиантного поведения подростков – сложности социальной адаптации: частые конфликты с учителями, одноклассниками, смена друзей, приверженность «плохим компаниям».

Общественная дезадаптация проявляется уходами из дома, отказом от школы, прогулами уроков, увлеченностью интернетом, компьютерными играми. Учебная деятельность дается тяжело, заинтересованность занятиями отсутствует, успеваемость низкая.

Характерна рассеянность, низкая концентрация внимания, отсутствие волевых способностей. Увлечения часто меняются, дела остаются недоведенными до конца.

В эмоционально-личностной сфере четко выражена инфантильность – низкий уровень ответственности, контроля за своим поведением, организации хозяйственно-бытовой сферы жизни. Это проявляется неряшливостью, опозданиями, неумением составить план работы, действовать согласно ему.

Преобладает эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения. В зависимости от типа девиации присутствуют фобии, депрессии, вспышки агрессивности, истерики, упрямство, импульсивные разрушительные поступки.

Самооценка часто неадекватная, компенсируется ограничительным поведением (замкнутостью), жестокостью, напускным равнодушием.

На физиологическом уровне отклоняющееся поведение сопровождается нарушениями сна, аппетита, дневной сонливостью, снижением функций иммунной системы, дисменореей, психосоматическими реакциями.

Подростки имеют недостаточную или избыточную массу тела, подвержены инфекционным заболеваниям, функциональным расстройствам (головные боли, повышение температуры, перепады артериального давления, нарушения пищеварения).

Стоит отметить, что необычные способности также являются признаками девиации, но редко рассматриваются в качестве патологических симптомов. Одаренные гениальные подростки не вызывают беспокойства со стороны общества, не нуждаются во врачебной помощи. Специальные условия развития организуются учебно-воспитательными учреждениями.

При отсутствии врачебной, психотерапевтической и педагогической помощи девиантные реакции подростков становятся образом жизни. Наиболее неблагоприятными вариантами являются организованная преступность, алкоголизм, проституция.

Самопроизвольный уход из жизни является результатом эмоциональной неустойчивости, импульсивности, отсутствия профессиональной помощи.

Диагностика девиантного поведения подростков выполняется психиатром и медицинским психологом. Процесс постановки диагноза основывается на ряде клинических и психологических методов:

  • Наблюдение, беседа. Врач-психиатр опрашивает пациента: выясняет условия проживания, особенности семейных взаимоотношений, привычки, хобби. Оценивает общее состояние, особенности эмоциональной сферы, поведенческие ответы.
  • Опрос родителей, родственников. Психиатр выслушивает жалобы людей, близко контактирующих с пациентом. Мнение других людей важно, так как критика к собственному состоянию у девиантных подростков часто снижена.
  • Психологическое тестирование. Клинический психолог предлагает подростку ответить на вопросы тестов, личностных опросников. Часто используется Минесотский многофакторный опросник личности (MMPI), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), опросник Айзенка, шкала тревожности. Результат позволяет определить доминирующие особенности личности, характерологические черты.
  • Проективные методики. Используются клиническим психологом для выявления вытесненных эмоций – агрессии, страха, тревоги. Представлены рисуночными тестами, тестом Сонди, тестом Розенцвейга.

Данные специальных диагностических методов дополняются документацией других специалистов, взаимодействующих с подростком. При постановке диагноза психиатр учитывает характеристики школьных учителей, участкового уполномоченного полиции, выписки из амбулаторной карты педиатра, детского невролога и врачей других специальностей.

Лечение социальных девиаций требует комплексного подхода, включающего фармакологическую, психокоррекционную, психотерапевтическую помощь. Подростковый психиатр составляет план лечения, включающий:

  • Психотерапию. Сеансы направленны на осознание подростком особенностей характера, обучение поведенческим методам саморегуляции. Выполняется анализ конфликтных ситуаций, возможных вариантов действий, реакций. Психотерапевтические встречи рекомендованы родителям для восстановления полноценных отношений.
  • Психокоррекцию. Цель занятий – стабилизировать эмоциональное состояние, развить функции внимания, мышления. Результат повышает эффективность психотерапевтической работы, уверенность в собственных силах, пробуждает интерес к учебе (предпосылка для социальной реабилитации).
  • Фармакотерапию. Применение медикаментозных средств является дополнительным методом лечения, показано пациентам с биологической предрасположенностью к девиациям: имеющим психотические расстройства, неврологические патологии. Специфических препаратов для лечения асоциального поведения нет. Применение лития, антипсихотических лекарственных средств, антиконвульсантов уменьшает выраженность агрессии. Изолированное применение фармакотерапии неэффективно.

Параллельно с врачебной, психологической помощью выполняется социально-педагогическая реабилитация. Мероприятия организуются на базе образовательных учреждений социальными педагогами, педагогами-предметниками, школьными психологами.

Перспективным способом лечения отклоняющихся форм поведения является групповая психотерапия. Встречи предполагают моделирование частых проблемных ситуаций.

В ходе ролевых игр подростки обучаются методам разрешения конфликтов, наблюдают за собственными реакциями и их результатами, учатся выстраивать продуктивные отношения со сверстниками.

В большинстве случаев при комплексном лечении девиантное поведение подростков имеет благоприятный прогноз – молодые люди обладают гибкостью приспособительных механизмов, реабилитационные и психотерапевтические мероприятия дают положительный результат. Больших усилий требуют случаи, когда девиация развивается на фоне неврологического и/или психотического заболевания. Профилактика основывается на раннем выявлении патологических внутрисемейных отношений, проблем с обучением.

Источник:

Профилактика девиантного поведения

Эмоции

Девиантное поведение — форма отклоняющегося поведения, которое заключается в явном или скрытом нарушении общественных норм морали, нравственности.

4 092 8 июля 2017

Девиантное поведение представляет собой особую форму отклоняющегося поведения, которое заключается в явном или скрытом нарушении общественных норм морали, нравственности, а так же прав и свобод отдельных личностей. Причинение вреда окружающим тоже можно назвать формой девиантного поведения.

Чаще всего такому поведению подвержены подростки: им в силу своего возраста хочется выходить за общепринятые рамки, пропагандировать свободный стиль жизни, без всяческих рамок и условностей.

Профилактика девиантного поведения должна основываться на своевременной просветительской деятельности, разъяснительной работе с трудными случаями.

Такая профилактика девиантного поведения состоит в проведении ряда воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение и озвучивание всевозможных последствий от неправомерных поступков и действий. Рассмотрим некоторые из них.

Воспитательные беседы

Это первое, что следует сделать, когда речь идет о профилактике девиантного поведения. Дело в том, что девиантное поведение не возникает само по себе, без видимых причин.

Понятно, что у детей и подростков имеется больше склонностей, однако взрослые в силах создать такую атмосферу, в которой захотелось бы вести себя конструктивно. Родители и педагоги должны всячески способствовать формированию у детей правильной картины мира.

В этом и состоит профилактика девиантного поведения. Каждый должен обладать необходимой информацией для того, чтобы не попасть в беду.

Воспитательные беседы в этом плане здорово помогают, но есть одно условие, без соблюдения которого они не будут эффективными: все разговоры должны проводиться своевременно. Если ситуация зашла слишком далеко, то речь уже будет идти не о профилактике, а коррекции девиантного поведения.

Предупреждение зависимостей

У кого имеется больше всего склонностей к девиантному поведению? Конечно, у тех индивидуумов, которые по тем или иным причинам оказались в ситуации зависимости. Такие люди крайне нуждаются в любых профилактических мерах.

Всякая аддикция приводит к деградации личности, к снижению уровня удовлетворения жизнью. Профилактика девиантного поведения не обходится без предупреждения формирования зависимостей.

Источник: https://avtorsvoejzhizni.ru/baza-znanij/deviantnoe-povedenie-podrostkov-prichiny-formy-profilaktika.html

Девиантное поведение: 4 опасности для детей и подростков

Девиантное поведение - профилактика у детей-подростков

Актуальность данной проблемы заключается в том, что именно в подростковом возрасте у многих начинают проявляться отклонения в поведении.

Некоторые из форм девиантного поведения являются общественно опасными деяниями, то есть преступлениями.

А понимание причин поведения, которое отклоняется от общепринятых норм, знания о его профилактике помогают вовремя распознать проявления девиаций и снизить уровень подростковой преступности.

Поэтому сейчас мы попробуем разобраться, что значит девиантное поведение, каковы причины его возникновения и что делать, если вы всё-таки с ним столкнулись?

Понятие девиантного поведения

Под определением девиантное поведение (отклоняющееся поведение) понимается система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

С точки зрения медицинского подхода, девиантное поведение можно определить как нарушение норм межличностного взаимодействия, вызванное расстройствами психического здоровья и наличием различных форм нервно-психической патологии.

Это всё также относится и к определению «девиантное поведение подростков».

Однако, что касается определения «девиантное поведение детей», здесь есть небольшое исключение: данный термин можно применять для описания поведения только тех детей, которые достигли пятилетнего возраста.

Только в возрасте четырёх — пяти лет у ребёнка начинают быстро развиваться различные психические процессы, такие как память, внимание, восприятие и другие.

Но особенно важной особенностью развития детей в этом возрасте является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества и дети начинают осознавать свои поступки, в отличие от детей более младшего возраста. Именно поэтому понятие девиантное поведение не употребляется по отношению к детям младше пяти лет, так как их поступки нельзя назвать осознанными и волевыми.

Примеры девиантного поведения у детей и подростков

К основным видам девиантного поведения можно отнести преступления и уголовно ненаказуемое (не противоправное) аморальное поведение. К преступлениям можно отнести все виды уголовно наказуемых деяний, совершаемых человеком. Они направлены на причинение вреда окружающим. Например, к преступлениям можно отнести кражу, мошенничество, побои, убийство и изнасилование.

За совершение всех этих деяний можно понести правовую ответственность.

Непротивоправное аморальное поведение связано в первую очередь с причинением вреда человеком самому себе. К таким явлениям относятся алкоголизм, наркомания, суицид, бродяжничество и систематические уходы из дома у детей и подростков.

Также можно выделить ещё одну классификацию видов девиантного поведения:

  1. Аддиктивное поведение или зависимое поведение. К нему относятся такие зависимости, как алкоголизм и наркомания.
  2. Делинквентное поведение. К нему относят все противоправные и преступные деяния: кражи, причинение тяжких телесных повреждений, изнасилования, убийства.
  3. Антиморальное поведение. Это такой тип отклоняющегося поведения, который выражается в вызывающем или некрасивом поведении по отношению к обществу. К нему можно отнести проституцию и публичные оскорбления.
  4. Самоубийство. Отдельный вид девиантного поведения. Лишение жизни человеком самого себя.

Причины возникновения девиантного поведения в детском возрасте

Причин возникновения девиантного поведения у детей и подростков достаточно много и они весьма разнообразны. Но по большому счёту их можно разделить на две большие группы — это:

  • причины, носящие медицинский характер;
  • причины, носящие социальный характер.

Их мы и рассмотрим подробнее.

С медицинской точки зрения, причинами девиантного поведения могут стать различные психические заболевания. Чаще всего отклонения в поведении возникают у пациентов с расстройствами сознания. Например, для людей больных шизофренией характерно расстройство волевой сферы, которое называется дрейф.

Это проявляется в их пассивности и неспособности принимать самостоятельные решения. В таком состоянии больные люди очень подвержены внешнему влиянию и склонные воспроизводить поведение окружающих, в том числе и противоправное, и асоциальное.

У них не формируется собственное отношение к происходящему, из-за чего они не могут критически оценить свои поступки и осознать их противозаконность.

Олигофрения или умственная отсталость тоже может являться причиной девиантного поведения детей и подростков. При этом заболевании страдает вся интеллектуальная сфера, из-за чего больные становятся очень внушаемыми и некритичными к своим поступкам и действиям, а также они часто принимают необдуманные решения. Всё это приводит к риску развития у них девиантного поведения.

Люди, страдающие психозами, тоже находятся в группе риска.

Например, у больных маниакально-депрессивным психозом (по  Международной Классификации Болезней десятого пересмотра (МКБ-10) аффективным биполярным расстройством), которые находятся в состоянии такого аффективного расстройства, как депрессия, высок риск совершения самоубийства, а кроме этого, многие больные страдают алкоголизмом и наркоманией.

Девиантное поведение не менее часто встречается и у психически здоровых людей. В данном случае причины его возникновения носят социальный характер.

Первые проявления отклоняющего поведения часто наблюдаются в детском и подростковом возрасте.

Они объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, которое не является патологическим, незавершённостью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью подростков от требований референтной (значимой) для него группы общения и принятых в ней ценностных ориентаций.

В первую очередь на формирование девиантного поведения детей влияет семья. Поведение детей во многом зависит от поведения их родителей и от воспитания.

И если с детства в ребёнка не вкладываются понятия норм, ценностей и запретов, то в дальнейшей жизни он не сможет достаточно хорошо ориентироваться в том, что допустимо в обществе, а что нет.

Недостатки воспитания приводят к формированию более или менее устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Именно поэтому у детей из неблагополучных семей риск проявления девиантного поведения намного выше, чем у детей из семей благополучных.

Ещё один немаловажный фактор — это окружение ребёнка. В подростковом возрасте ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками. А это приводит к тому, что на детей большее влияние начинает оказывать его окружение, чем семья.

И подростки легко попадают под влияние своих товарищей, так как у них ещё не до конца сформировалось собственное представление о себе и о мире, поэтому они готовы принимать чужие представления за свои собственные.

Соответственно, если подросток попадает в ту группу, где произошёл сдвиг понятий о нормах и социальных ценностях, высока вероятность того, что он примет их, как единственно верные, а это в итоге приведёт к девиации. В качестве примера можно привести такую ситуацию, когда подросток попадает в компанию, где мелкие кражи и мошенничество считаются нормой.

И чтобы стать своим в этой группе, идентифицироваться с теми, кто в ней состоит, подросток тоже начинает воровать, хотя до этого ничего подобного не совершал.

Отклоняющееся поведение также может служить для подростков средством самоутверждения или же формой протеста против несправедливости со стороны взрослых, причём как действительной, так и кажущейся.

Часто подростки, чтобы доказать своим друзьям и родителям свою взрослость и крутость, начинают употреблять алкоголь и наркотические вещества, что как раз и является одной из форм девиантного поведения. В качестве протеста против несправедливости взрослых часто рассматриваются такие явления, как уход из дома и бродяжничество.

Под действительной несправедливостью со стороны взрослых здесь можно рассматривать такие явления, как чрезмерный контроль ребёнка или несоответствие наказания проступку подростка. Кажущая несправедливость это, как правило, необоснованные, с точки зрения ребёнка, запреты со стороны взрослых или слишком высокие требования к нему.

Также причиной возникновения девиаций может стать недостаток внимания по отношению к подростку со стороны его родителей. Когда ребёнок чувствует себя обделённым вниманием, он начинает совершать какие-либо действия, выходящие за рамки обыденного и привычного, чтобы привлечь к себе внимание.

Зачастую эти действия носят девиантный характер, потому что они всегда привлекают к себе внимание и по мнению подростка становятся наиболее простым путём достижения цели. Например, это могут быть попытки суицида, драки или хулиганство, демонстративный уход из дома.

Опасность девиантного поведения у детей и подростков

Само понятие девиантное поведение подразумевает под собой различные асоциальные явления, то есть те, которые нарушают принятые в социуме нормы, правила и ценности.  Это приводит к тому, что подросток с девиантным поведением становится опасным для общества:

  • во-первых, некоторые из видов девиантного поведения (а именно делинквентное поведение) являются преступлениями, то есть общественно-опасными деяниями, которые несут угрозу жизни, здоровью, а также материальному благополучию окружающих;
  • во-вторых, антиморальное поведение может вызывать резко негативную реакцию у окружающих и провоцировать проявление делинквентного поведения;
  • в-третьих, такая форма девиаций, как аддиктивное поведение, включающее в себя наркоманию и алкоголизм, приводит к тому, что подросток наносит вред своему здоровью и подвергает свою жизнь опасности;
  • в-четвертых, такая форма девиантного поведения, как суицид, несёт в себе прямую угрозу жизни подростка. Даже если самоубийство не было доведено до конца, это может нанести серьёзный вред здоровью, как физическому, так и психическому.

Борьба с девиантным поведением и профилактика

Какими бы ни были причины девиантного поведения детей и подростков, это ни в коем случае нельзя оставлять без внимания.

Если девиации связаны с психическими расстройствами, то такого ребёнка необходимо показать психиатру, чтобы специалист оказал квалифицированную помощь и назначил курс лечения.

Правонарушения психически здоровых подростков не должны оставаться без наказания.

Мера наказания, как правило, определяется уголовным кодексом или кодексом об административных правонарушениях, в зависимости от тяжести правонарушения и возраста нарушителя закона. Однако помимо мер пресечения, целесообразно разобраться в причинах возникновения такого поведения.

Для этого необходимо обратиться к психологу, который проведёт с ребёнком диагностику и поможет разобраться, из-за чего возникла такая проблема.
В любом случае проявление девиантного поведения у подростка не должно быть пущено на самотёк.

Зачастую беседа с психологом, которая была проведена вовремя, помогает понять проблему ребёнка и найти пути её решения. Это, в свою очередь, поможет избежать проявлений девиантного поведения в будущем.

А именно: поможет подростку научиться реализовывать свои потребности, не прибегая к совершению уголовно и административно наказуемых деяний, а также снизит риск возникновения алкогольной и наркотической зависимости.

Профилактика девиантного поведения достаточно проста.

Основная её суть заключается в формировании в достаточно раннем возрасте у детей нравственных привычек — устойчивых потребностей совершать нравственные поступки.

К нравственным привычкам можно отнести правила общения, культуры поведения, дисциплину, вежливость, внимание к окружающим, честность по отношению к себе и другим, ответственность за свои поступки.

При их сформированности проблема нарушения моральных и правовых норм отпадает сама собой.

Ещё одно очень важное профилактическое действие заключается в проведении профилактических бесед с детьми и подростками, касающихся различных асоциальных явлений. В них должны быть включены такие аспекты:

  • объяснение опасности асоциальных явлений для жизни и здоровья как своих собственных, так и окружающих;
  • объяснение последствий, к которым может привести девиантное поведение, и какие меры наказания предусмотрены для правонарушителей.

Также очень важно наблюдать за поведением ребёнка. Родителям нужно знать, чем интересуется подросток, кто его друзья, как он проводит своё свободное время. Но при этом не давить его гиперопекой и излишним контролем и давать возможность выбора.

Как правило, в таком случае у ребёнка не будет причин вести себя асоциально. Если же всё-таки у подростка начали проявляться отклонения в поведении, родители, интересующиеся жизнью своего ребёнка, могут вовремя это заметить и провести с ним беседу или же обратиться к квалифицированному психологу за помощью.

Соблюдение таких достаточно простых мер поможет избежать проявления у ребёнка девиантного поведения и обезопасить его и окружающих.

Профилактика девиантного поведения подростков

Девиантное поведение - профилактика у детей-подростков

Девиантным называют поведение, не вписывающееся в границы общепринятой нормы.

Важность профилактики девиантного поведения молодежи заключается в том, что очень часто такое поведение может быть опасным не только для окружающих, но и для самих подростков – девиантное поведение деструктивно, оно препятствует нормальному вхождению молодежи в общество, негативно отражается на отношении подростков к себе самим и на взаимодействии с другими членами общества.

Проблемы профилактики девиантного поведения

Важность профилактики девиантного поведения связана, в первую очередь, с прямой корреляцией девиантного поведения подростков и преступности в обществе: чем более ярко выражается разрушительное поведение у детей и подростков, тем выше их склонность к преступлениям.

Программа профилактики девиантного поведения подростков должна помочь детям сформировать должный уровень социально-психологической компетентности. Подростки должны понимать границы дозволенного и четко различать способы решения важных для них проблем.

К методам профилактики девиантного поведения относят:

  • психологические тренинги;
  • воспитательные беседы, лекции;
  • образовательные программы.

Любая программа психологической профилактики девиантного поведения включает в себя несколько основных блоков, среди которых:

  1. Профилактика психологических зависимостей.
  2. Формирование положительного отношения к себе и позитивного «Я-мышления».
  3. Профилактика сексуальных отклонений.

Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения помогает молодежи научиться решать свои проблемы общепринятыми, законными методами и способами.

В зависимости от уровня вреда, причиняемого интересам общества, группы или личности различают несколько видов девиантного поведения:

  • деструктивное, приносящее вред только самому подростку – мазохизм, накопительство и т.д.;
  • асоциальное, причиняющее вред социальной группе (семье, друзьям, соседям) – наркомания, алкоголизм и т.д.;
  • противоправное, являющее собой нарушение правовых им моральных норм общества – хулиганство, грабежи, убийства и т.д.

Способы профилактики девиантного поведения

Для профилактики девиантного поведения используются следующие способы:

  • забота о материальной обеспеченности несовершеннолетних и членов их семей;
  • организация досуга подростков. При этом организовывать досуг детей и подростков следует на должном уровне – в соответствии с требованиями времени, так, чтобы это было по-настоящему интересно детям;
  • проведение образовательных курсов и программ, способствующих просвещению молодежи и отвращению подростков от алкоголизма, курения и употребления других наркотических веществ;
  • пропаганда здорового образа жизни, запрет рекламы алкоголя, табачных изделий.

Уровни профилактики девиантного поведения должны охватывать все слои населения и все структуры общества. Без систематической, комплексной профилактики добиться устойчивых положительных результатов невозможно.

Методы и способы профилактики должны соответствовать выраженности проявлений девиантности.

Очень важны для профилактики нежелательного поведения нормальные, доверительные отношения с родителями. Бывает так, что подростки демонстрируют девиантное поведение только в определенных ситуациях – только дома, только в школе или с друзьями.

Родителям очень важно стремится к дружелюбным отношениям со своим ребенком – подросток должен понимать, что даже если он совершил ошибку, родители не откажутся от него, он всегда может рассчитывать на поддержку и помощь своей семьи.

Только так можно быть уверенным, что в случае возникновения проблем подросток в первую очередь обратиться за помощью к родителям.

Диагностика уровня воспитанности школьников

Анализ школьной деятельности ребенка сводится не только к определению уровня и оценке его обучаемости, но и выявлению таких показателей, как воспитанность. Как происходит ее измерение? Об этом вы узнаете из нашей статьи.

Правила вежливости школьника

Вежливость – качество, которое необходимо воспитывать в ребенка с малых лет. Оно значительно облегчить процесс социализации в будущем и поможет быстрее и лучше налаживать коммуникативные связи. О некоторых особенностях воспитания вежливости у школьников мы поговорим в нашей статье.

Все родители хотят, чтобы их дети хорошо учились и очень радуются, когда ребенок просиживает все вечера за уроками. Но со временем они могут заметить, что у ребенка появляется своего рода перфекционизм и острые переживания, когда что-то получается не так, как он хочет.

Если к детям с синдромом гиперактивности и дефицита внимания родители постепенно находят подход и учатся заниматься с ним в домашних условиях, то с наступлением школьной поры опять приходится столкнуться с трудностями. Как происходит обучение таких детей, расскажем в нашей статье.

Источник: https://womanadvice.ru/profilaktika-deviantnogo-povedeniya-podrostkov

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.