Ломоносов Михаил Васильевич, биография кратко, вклад в медицину

Содержание

Заслуги Ломоносова в науках (кратко). заслуга Ломоносова. Заслуги Ломоносова в физике, химии, литературе и русском языке

Ломоносов Михаил Васильевич, биография кратко, вклад в медицину

Михаил Васильевич Ломоносов – уникальная фигура в истории нашей страны. Он многое сделал для России, проявив себя в самых разных областях. Заслуги Ломоносова во многих науках велики.

Безусловно, Михаил Васильевич Ломоносов (годы жизни – 1711-1765) – человек разносторонних интересов и энциклопедических знаний. Это первый ученый-естествоиспытатель в нашей стране, достижения которого имеют мировое значение.

Михаил Васильевич является историком, поэтом, художником, одним из основоположников такой области знания, как физическая химия. Представляем вашему вниманию основные заслуги Ломоносова в различных областях знания.

Химия и физика

Михаил Васильевич считал химию основной своей профессией. заслуга Ломоносова в том, что он разработал фундаментальные положения современного атомно-молекулярного учения. В 1748 году ученый впервые сформулировал закон сохранения массы веществ, наблюдаемый в химических реакциях.

Заслуги Ломоносова в химии связаны не только с открытием законов. Он говорил о необходимости объединить усилия различных ученых для совместного решения задач. В 1751 году Михаил Васильевич создал “Слово о пользе химии”. В нем он требовал применения достижений таких наук, как физика и математика, для исследования различных химических явлений.

Заслуги Ломоносова в физике также велики, однако главное достижение его в этой области – атомно-корпускулярная теория, описывающая строение материи и вещества. Ученый объяснил, по каким причинам вещества принимают агрегатные состояния, а также создал теорию теплоты.

География

Под руководством Михаила Васильевича был подготовлен к изданию “Атлас России”, который превосходил аналогичные европейские атласы. В нем были уточнены географические сведения, а также было представлено описание империи в экономическом и политическом ракурсе.

Ломоносов, по сути, провел полную инвентаризацию государства. Михаил Васильевич разработал план экономического и статистического изучения России. Экспедиции по всей стране были снаряжены благодаря ему. Кроме того, в каждую губернию были отправлены опросные листы. Обширнейшая информация была собрана для атласа.

В нем были представлены физико-географические характеристики различных местностей страны (информация о строении берегов рек, о крупных возвышенностях), а также экономические показатели, соотносимые с природными условиями (где находится город, расположен ли он на берегу реки, какие в нем заводы и фабрики, ремесла и промыслы, звериные и рыбные ловли, ярмарки, площади).

Но это еще не все заслуги Ломоносова в данной науке. Михаил Васильевич считается основоположником такой области знания, как экономическая география. Ломоносов в 1758 году стал главой Географического департамента, принадлежащего Академии наук. Михаил Ломоносов был учителем для множества русских картографов, географов, океанографов и геодезистов.

С детства Михаил Васильевич любил море. Он заботился о развитии в стране мореплавания, интересовался изучением полярных стран. Ломоносов писал о неизученных землях, находящихся в Ледовитом океане.

Первая отечественная научная экспедиция под руководством Чичагова и Челюскина осуществилась благодаря стараниям Михаила Васильевича.

Именно он был ее организатором, а также создал подробную инструкцию для членов этой экспедиции.

Геология

Ломоносов в 1763 году создал работу под названием “О слоях земных”. В ней было дано изложение современной геологии, которое считается первым в истории. Самой науки тогда еще не существовало. Ломоносов отметил, что минеральные жилы различаются по возрасту, объяснил происхождение окаменелостей, металлоносных россыпей, чернозема, землетрясений.

Филология

Весьма обширны круг интересов и заслуги Ломоносова и в области лингвистики. Поражает разнообразием даже перечень трудов этого великого ученого. Перечислим основные заслуги Ломоносова в русском языке. Именно он создал первую в нашей стране большую грамматику.

В ней были изложены нормы и правила нового литературного языка, представленные системно. Ломоносов является автором работ по русской диалектологии, по сравнительно-историческому исследованию языков, по поэтике художественной литературы и стилистике языка, по ораторскому искусству, а также по теории стихосложения и прозы.

Кроме того, в его наследии имеются и труды, связанные с общими вопросами развития языка.

Литература

Ломоносов является отцом русской поэзии. Он утвердил в отечественной поэзии современную систему стихосложения – силлабо-тоническую. В 1739 году Ломоносов написал “Оду на взятие Хотина”. Она была создана с использованием четырехстопного ямба, который впервые был представлен в русском стихе. Эта ода положила начало новой эпохе отечественной поэзии.

Отметим, что Ломоносов особенно любил этот жанр. Торжественный язык оды, наполненный ораторскими обращениями и восклицаниями, гражданский пафос, развернутые сравнения и метафоры, библейские образы и славянизмы – все это привлекало его. Ломоносов считал, что в этом заключены “высокость и великолепие”.

Созданные им оды взяли за образец практически все русские поэты, создававшие свои произведения в 18-м веке. Ломоносов в своих творениях пропагандировал просвещение и науку. Он воспевал мирный труд, славил русский народ. Кроме того, Ломоносов поучал царей, создавая идеал императрицы в своих произведениях.

История

Многие заслуги Ломоносова в науках, в частности в области истории, не так просто оценить, основываясь на оригинальных текстах. Чаще всего трудность прочтения и понимания созданных им трудов объясняется тем, что язык Ломоносова является архаичным.

Однако по нравственно-художественным характеристикам он очень высок, а по стилю, структуре и форме гармоничен и отточен. Именно Михаил Васильевич представил историю России в исключительной чистоте и целостной реалистичности.

Он избегал высказывать личное мнение, а свою “Историю Российскую” создал на основании тщательно проработанных и разнообразных источников, прочитанных им за годы.

Ломоносов пытался “очистить исторические корни” нашей страны. Он доказал, что славяне не являются шведами, поэтому “норманнскую” версию следует считать ошибочной. Михаил Васильевич открыто выступил, хотя и с большой осторожностью и чуткостью, против церковного догмата. По этому догмату считалось, что славяне ведут свое происхождение от внука библейского Ноя, Мосоха.

Фарфоровые пробы

Михаил Васильевич внес большой вклад в развитие производства фарфора. К сожалению, для суждения об открытиях, сделанных им в этой области, сохранились довольно скудные материалы. В созданных им “Лабораторных записях” (раздел “Фарфоровые пробы”) представлены некоторые рецепты фарфоровых масс. Другая их часть находится в “Лабораторном журнале”.

Ломоносов начал работы по фарфору, скорее всего, в 1750 году. Рецепты, описанные им, относятся либо к 1751-му, либо к началу 1752 г. Нельзя точно сказать, осуществлял ли он позже фарфоровые пробы. Однако ясно, что Ломоносов вел исследования самостоятельно.

Он пошел иным путем, нежели Виноградов, его друг. Такой вывод можно сделать, сравнив фарфоровые массы, созданные двумя этими исследователями. У Ломоносова они были двухкомпонентными, состоящими из кварцсодержащего компонента и глины.

Массы различались лишь кварцевыми материалами, сортами глин, предварительной подготовкой – степенью измельчения, прокаливанием, промыванием. Кроме того, количественное соотношение входящих в их состав компонентов было различным.

Виноградов же использовал третий компонент в качестве плавня – алебастр (гипс).

Михаил Васильевич работал с мозаикой – видом монументальной живописи. Почему же его заинтересовала именно она? Ученый писал, что живописцы используют основные цвета, а все остальные составляют с помощью смешения. Ему же хотелось найти короткие и простые пути передачи изображения.

Михаилу Васильевичу было тесно и душно в стенах Академии наук. Он стремился уйти из-под опеки канцелярии, найти деятельность, где могла бы реализовать себя его кипучая натура.

Ломоносов заинтересовался мозаикой еще задолго до того, как он обзавелся собственной химической лабораторией. Его очень привлекало древнее искусство создавать из смальт (стеклянных сплавов разных цветов) немеркнущие портреты и картины. В 1746 году граф М.И. Воронцов привез из Рима несколько мозаичных работ. В доме этого графа часто бывал Михаил Ломоносов.

Теория “трех цветов”

Михаил Васильевич принялся разрабатывать теорию “трех цветов”. Безусловно, она имела большое значение для дальнейшего развития цветоведения. Ученый установил, что все многообразие цветов обладает трехмерностью.

Михаил Васильевич нашел пути решения различных практических задач, которые сегодня применяются в кино, печати, цветной фотографии.

Ломоносов пытался создать приборы, с помощью которых можно было бы получить любой цвет путем вычитания или сложения трех основных.

“Полтавская баталия”

Наиболее известная мозаичная работа Михаила Васильевича – “Полтавская баталия”. Эта картина сложена из кусочков смальты. Длина столбиков составляет 5 см, а толщина – всего 1-6 мм.

Это настенное полотно было задумано Ломоносовым для Петропавловского собора как часть серии мозаик, помещенных внутри здания. По размерам эта работа огромна – более 300 кв. м. В левой части ее изображен Петр I на коне. Он представлен смелым полководцем, который ведет в бой русские войска.

Взгляд Петра решителен и смел, его поза величественна. За ним следуют его соратники, среди которых узнается А. Д. Меншиков и Б. П. Шереметев. В центре композиции представлен простой солдат, который преграждает путь царю.

Этот солдат с мушкетом как будто сдерживает Петра I от порыва пробиться вглубь схватки и опасности погибнуть. Эта фигура олицетворяет простой народ. По мысли автора, роль его не менее значительна, чем роль Петра I.

Итак, мы изложили основные заслуги Ломоносова кратко. Конечно, мы рассказали не обо всех достижениях этого ученого. Всю его обширную деятельность в одной статье охватить просто невозможно. Выдающиеся заслуги Ломоносова в литературе и русском языке, химии, географии, физике и других областях знания делают его одной из самых значимых фигур в отечественной истории.

Источник: https://FB.ru/article/221780/zaslugi-lomonosova-v-naukah-kratko-glavnaya-zasluga-lomonosova-zaslugi-lomonosova-v-fizike-himii-literature-i-russkom-yazyike

Ломоносов Михаил Васильевич — биография и изобретения

Ломоносов Михаил Васильевич, биография кратко, вклад в медицину

Среди российских ученых, родившихся и творивших в XVIII веке, наиболее талантливым и разносторонним считается Михаил Ломоносов. Биография его содержит множество интересных фактов, которые повлияли на развитие личности гения. Сегодня наследие ученого признано не только на территории России, но и в странах всего мира. Его изобретения до сих пор используются во многих сферах жизни.

Рождение и детство

Михаил Васильевич Ломоносов родился на территории современной Архангельской области в деревне Мишанинской 19 ноября 1711 года. Родители мальчика были зажиточными людьми. Отец занимался выловом рыбы, то есть был помором, как ранее называли людей подобной профессии. Звали отца Василием Дорофеевичем, мать — Еленой Ивановной.

Если верить людям, которые лично знали Михаила, он отзывался об отце как о добром, но крайне невоспитанном и необразованном человеке. Мать Ломоносова умерла рано, мальчику тогда было всего 9 лет. В скором времени отец женился во второй раз, но супруга умерла после трех лет совместной жизни.

Горевал Василий Дорофеевич недолго, через несколько месяцев, вернувшись с очередного похода в море, он женился в третий раз.

Супруга его была до свадьбы вдовой и имела скверный характер, поэтому Михаил, которому на тот момент было 13 лет, сразу почувствовал свою неприязнь к женщине.

Однако сделать ничего мальчик не мог, поэтому старался усмирить свой нрав, чтобы ужиться с мачехой.

С ранних лет Ломоносов начал помогать отцу, уже в десятилетнем возрасте часто выходил с ним в море для вылова рыбы. Влияние природы севера сделало свой вклад в развитие личности великого человека.

Выход в море почти всегда сопровождался опасностями, что закаляло не только дух мальчика, но и развивало его физические силы. К 18 годам он стал в меру высоким и сильным юношей, ловким и бесстрашным.

Наблюдение за дикой природой и борьбой стихий дало толчок к развитию в Михаиле творчества. Он мог подолгу смотреть на волны, плещущиеся о берег, на заход солнца в летний период, на шторм, который сносил все на своем пути.

Эти природные явления не пугали будущего ученого, он видел в них красоту и таинственность, находил покой в наблюдении за борьбой ветра и воды.

Принадлежность Михаила к поморам не была подтверждена им лично. Он утверждал, что относится к крестьянскому сословию.

Но ломоносовцы XIX века к столетию смерти ученого издали его биографию кратко, самое главное, Ломоносова отнесли к поморам.

Эта работа была написана талантливым историком Ламанским Владимиром Ивановичем, она оказала существенное влияние на все последующие описания жизни великого учёного.

Юность и побег из дома

Михаил Васильевич всегда любил учиться, еще ребенком его завораживал русский язык, творчество писателей, их деятельность.

Именно эта страсть особенно злила его мачеху, которая не считала, что мальчику стоит забивать себе голову наукой. Чтению и письму Михаила научил дьячок в местной церкви.

Уже к 14 годам юноша мог четко и быстро читать, писать без грамматических ошибок.

На тот момент этого было вполне достаточно, поскольку далеко не каждый мальчик его возраста обладал подобными умениями и знаниями. Жизнь рядом с мачехой становилась невыносимой, но уйти Ломоносову было некуда, поэтому он терпел выходки женщины, несмотря на свой буйный нрав.

Когда Михаилу было 19 лет, мачеха решила, что пора женить парня. Это позволяло навсегда избавиться от его присутствия в доме. Отец был согласен, но сам Михаил не желал подчиняться. Для получения отсрочки он притворился тяжелобольным, поэтому свадьбу пришлось отложить.

Парень понял, что необходимо немедленно покинуть родной дом, поскольку другого способа избежать женитьбы он не видел. В декабре 1730 года Ломоносов вместе с компанией рыбаков решил бежать в Москву. В родной деревне он долго считался беглым, поскольку взял с собой только смену одежды и книги по грамматике и арифметике.

Путешествие беглеца в Москву длилось почти 3 недели, поэтому только в январе он попал в столицу, где решил продолжить обучение в академии. Точная дата прибытия парня в город неизвестна.

Обучение в России

Древняя Славяно-греко-латинская академия не принимала обычных людей из рода крестьян, поэтому первый приезд в столицу сразу стал огорчением для Ломоносова. Однако он нашел выход из ситуации, подделал документы, по которым стал сыном холмогорского дворянина. Это помогло юноше поступить в академию.

Бедность его бросалась в глаза одноклассникам, которые были детьми знатных господ. В своих воспоминаниях Михаил нередко возвращался к тем дням, когда насмешки окружающих причиняли ему дискомфорт. Однако это не помешало парню прилежно учиться и стать одним из лучших учеников. В свободное от занятий время он проводил в библиотеке, где читал книги разного содержания.

Интересовали его произведения российских писателей, басни, поэзия, классическая и древнерусская литература. Список увлечений постоянно рос. В то же время парень увлекся физическими и химическими сочинениями.

В 1734 году Ломоносов покинул Москву и прибыл в Киев, где на протяжении нескольких месяцев обучался в Киево-Могилянской академии.

Но будущий ученый не нашел там достаточно материалов по физике и химии, поэтому детально изучил летописи священнослужителей современности и прошлых лет.

Парень страстно желал идти вперед, осваивать новые знания, его страсть к обучению была настолько сильной, что непременно покоряла всех преподавателей и тех, кто просто с ним общался.

После возвращения в академию в 1735 году Ломоносов в числе еще нескольких учеников был отправлен в Петербург и зачислен в университет при Академии наук.

Это событие не позволило ему дойти до богословского класса во время обучения в Москве.

Первой трудностью в Петербурге стало отсутствие знания немецкого языка. Именно с этого началось обучение избранных парней. Первое время они проживали при академии, но позже переехали в здание вблизи Невы, снятое руководством.

Переезд за границу

В Академии наук Ломоносов делал большие успехи. Преподаватели отмечали его стремление к знаниям, усидчивость и способность быстро перерабатывать информацию. В то время начались занятия по математике и философии. Обучение было для парня счастьем:

  1. Михаил преуспел во всех направлениях, в свободное время начал сочинять стихотворения, но ни одно из них не вышло в печать. Помимо этого, он увлекся историей, уделял время физическому воспитанию.
  2. Если посмотреть на портрет ученого, можно отметить, что тело его было хорошо развито. Современники утверждали, что мужчина обладал большой силой. Об этом свидетельствует случай, когда Ломоносов обратил в бегство двух преступников и забрал одежду третьего за то, что те намеревались его ограбить на улице. Этот факт из биографии говорит о буйном нраве Михаила Васильевича.
  3. В 1736 году президент Академии наук предложил коллегам отправить нескольких способных молодых людей в Фрайберг для дальнейшего обучения. Особенно необходимы были им знания горного дела и химии. Среди избранных был и Ломоносов. После нескольких совещаний было принято решение направить учеников сначала в Марбург, где преподавал доктор медицины, обучающий основам практической и теоретической химии.
  4. После переезда в Германию Ломоносов поселился в доме вдовы, муж которой был пивоваром. Она проживала там вместе с дочерью. За границей парень провел 5 лет, ездил по разным городам, обучался. Последний год провел в Голландии.

Помимо основных знаний в области горного дела, математики, химии и физики Ломоносов обучался рисованию, фехтованию, танцам и нескольким языкам.

Через некоторое время он стал настоящим полиглотом, поскольку свободно читал и говорил на 12 языках. Немецкий, французский и итальянский стали для него такими же простыми, как родной язык.

Много раз в поездках Ломоносов притворялся иностранцем. В 1737—1738 годах Михаил занимался различными науками.

Возвращение в Петербург

В 1739 году в Германию пришло письмо, в котором было сказано, что студенты должны готовиться к отъезду во Фрайберг, где будут изучать горное дело и металлургию.

Летом этого же года они прибыли на место. Преподавать им начал профессор Генкель, отличающийся педантичностью и строгостью.

После относительной свободы студенты не могли привыкнуть к распорядку и постоянным придиркам преподавателя.

Обучение происходило на рудниках и в шахтах. Генкель регулярно возил туда студентов, чтобы они могли наглядно изучить тот или иной механизм. Позже в своей книге «Первые основания металлургии, или рудных дел» Ломоносов представил информацию, которую усвоил на занятиях.

Первая ссора Михаила с преподавателем состоялась через 6 месяцев после прибытия. Парень отказался выполнять черновую работу, порученную ему. Позже ссоры стали повторяться, поэтому он решил покинуть город. Помимо этого, парень считал, что ему больше нечему учиться у этого человека.

В мае 1740 года Ломоносов решил бежать из города, поехал в Лейпциг, где ожидал помощи, но не нашел нужного человека. Тогда он отправился в Голландию, чтобы попасть оттуда в Россию, но был завербован в прусскую армию. Через несколько недель Михаил дезертировал и снова попал в Марбург, где жила вдова пивовара. В июне 1741 года вернулся в Петербург.

Личная жизнь

В краткой биографии Ломоносова сказано, что во время нахождения в Марбурге он имел отношения с дочерью вдовы пивовара, в доме которой жил. Далее события развивались следующим образом:

  1. Елизавета Цильх стала его женой, но уже после рождения их первой дочери Екатерины. Обвенчали пару в феврале 1739 года.
  2. Когда Михаил покинул город и уехал во Фрайберг, жена осталась в родном городе.
  3. После дезертирства из прусской армии он некоторое время жил в доме своей тещи. В 1741 году, уезжая в Петербург, Михаил не взял с собой жену и ребенка.
  4. Долгое время в России он не говорил о том, что женат. После того как жена обратилась в посольство, не стал отрицать своей женитьбы и помог семье перебраться в Петербург. К этому времени Елизавета родила второго ребенка — мальчика, названного Иваном. Однако он умер в младенчестве.
  5. Первая дочь супругов Ломоносовых умерла в 1743 году. Существуют данные о третьем ребенке. Это была дочь Елена, рожденная в 1749 году. Она умерла в возрасте 23 лет, успев родить сына и трёх дочерей. Поскольку сыновей у Ломоносова больше не было, его линия прервалась на нем.

Умер Михаил Васильевич в 1765 году в возрасте 54 лет от тяжелой формы пневмонии, похоронен на Лазаревском кладбище в Петербурге. Современники утверждают, что за несколько дней до смерти его посещала Екатерина II. После смерти все его научные труды были изъяты, поскольку императрица не желала передавать открытия Ломоносова в чужие руки.

Великое наследие

Достижения Ломоносова в различных сферах науки неоценимы. Сегодня многие ученые основывают свои исследования на его трудах. Наиболее значимыми вкладами Михаила Васильевича в развитие науки считаются следующие:

  1. Он впервые выдвинул теорию о строении материального мира, сказав, что все предметы состоят из атомов и молекул. Только через 100 лет после его смерти ученые стали открыто говорить об этом.
  2. Объяснил множество химических явлений, которые основаны на законах физики, чем заложил основы физической химии.
  3. Смог изобрести первый прототип вертолета. Сделал он это независимо от Леонардо да Винчи, работы которого были найдены несколько позже.
  4. Написал множество литературных произведений, стихотворений на разных языках («Демофонт», «История российская»).
  5. Открыл закон сохранения материи, разработал теорию цвета, построил множество оптических приборов.
  6. Создал проект Московского университета, который был назван в его честь.

Существенный вклад учёный сделал в историю, поскольку смог подробно описать наиболее значимые события, происходившие в России с 862 по 1725 год. Он считался уникальным человеком, так как преуспел в каждой области, которую изучал.

Другие интересные личности

(37 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://ktotakoj.ru/mihail-vasilevich-lomonosov/

Михаил Ломоносов

Ломоносов Михаил Васильевич, биография кратко, вклад в медицину

Трудно недооценивать вклад в науку великого русского ученого, металлурга, поэта, филолога и историка – Михаила Ломоносова. Его называют первым русским ученым-естествоиспытателем, чей вклад в науку имеет мировое значение.

Краткая биография Михаила Ломоносова

Михаил Ломоносов (полное имя – Михаил (Михайло) Васильевич Ломоносов) родился 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской Архангелогородской губернии Русского царства. Сейчас данная деревня называется село Ломоносово.

Его отец – Василий Дорофеевич Ломоносов, по некоторым сведениям, был помором. Его мать – Елена Ивановна Ломоносова (Сивкова), дочь просвирницы погоста Николаевских Матигор.

Когда Михаилу исполнилось 9 лет, его мама умерла. Отец через год после смерти жены женился во второй раз на Федоре Михайловне Усковой. Через 3 года после этого (в 1724 году) она также скончалась. В третий раз Василий Дорофеевич заключил брак с Ириной Семеновной Корельской, которую сам Михаил Ломоносов назвал «злой и завистливой мачехой».

Влияние детства на будущее Михаила

Михаил Васильевич начал помогать отцу с десяти лет. Вместе они ходили рыбачить в Белое море и до Соловецких островов. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями.

Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке Ломоносова, но и в его научных интересах:

Вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше — все это уходит далеко вглубь, к первым впечатлениям Михаила.

Образование

Грамоте обучил Михаила Ломоносова дьячок местной Дмитровской церкви С. Н. Сабельников. По его собственному выражению, фундаментом любой науки для него делаются «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Л. Ф. Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого.

В четырнадцать лет юный Ломоносов грамотно и четко писал. Дальнейшее образование Михаил Васильевич получал уже в 19 лет, после знаменитого похода пешком в Москву.

Путешествие в Москву

Узнав, что отец решил его женить, Михаил Ломоносов убегает из дома тайком, ночью, захватив с собой только пару рубах и тулуп, а также полюбившиеся с давних пор книги – «Грамматику» и «Арифметику».

В течение 3-х недель вместе с рыбацким караваном, 19-летний Михаил пешком шел в Москву. В январе 1731 года он туда прибыл.

Образование в Москве

Для поступления в Слваяно-греко-латинскую академию (Спасские школы), Михаил решился на подделку документов, иначе у него бы не получилось стать учеником этого заведения.

Во время обучения он прослыл человеком, всесторонне развитым –интересовался самыми различными жанрами литературы – богословием, философией, математикой, физикой и другими.

Учеба в Петербурге

В 1735 году, не дойдя еще до богословского класса, Михаил Ломоносов был вместе с другими двенадцатью учениками Спасского училища отправлен в Петербург и зачислен в студенты университета при Академии Наук. По одной из версий, богословская карьера Ломоносова оборвалась из-за вскрывшегося подлога документов при поступлении.

Первыми занятиями для вновь прибывших были уроки немецкого языка.  Далее Михаил Васильевич изучал математику, экспериментальную физику, стихосложение, химию и минералогию.

Учеба в Германии

Весной 1736 года из Академии наук Михаил вместе с 11 другими наиболее способными учениками отправляется в Германию для изучения естественных и технических наук.

В течение 5 лет Ломоносов проучился в Марбургском университете и во Фрайберге. Также известно, что около 1 года у него ушло на путешествие в Голландию.

Все это время основными предметами Михаила были физика, химия, металлургия и горное дело. Помимо этого Ломоносов улучшал свои познания немецкого языка, изучал итальянский и французские языки, занимался танцами, рисованием и фехтованием, подтверждая свою репутацию полиглота.

Первые работы

В период обучения за границей, в 1737-38гг., начал писать научные работы. Его первая работа по физике называлась так: «О превращении твёрдого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости».

В 1739 году он закончил вторую работу — «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящих в сцеплении корпускул», в которой рассматривались вопросы о строении материи и намечались контуры новой корпускулярной физики и химии.

Женитьба Ломоносова

В мае 1740 года Михаил Ломоносов сыграл свадьбу с 19 летней Елизаветой Цильх, дочерью пивовара, у которого он проживал во время учебы в Марбурге.

Обучение во Фрайберге

Во Фрайберге Ломоносом познакомился с техническими науками. Он изучал там устройство рудников, способы укрепления шахт, подъёмные машины. Позднее, в своей книге «Первые основания металлургии, или рудных дел», Ломоносов широко использовал знания и опыт, приобретённый во Фрайберге.

Борьба с «засильем немцев»

В 1748 году при Академии наук возникают Исторический Департамент и Историческое Собрание, в заседаниях которого профессор химии Ломоносов начинает вести полемику с Г. Ф. Миллером.

Он предъявляет Миллеру обвинения в умышленном принижении русского народа в научных исследованиях. Ломоносов представляет ряд записок и проектов с целью «приведения Академии Наук в доброе состояние», усиленно проводя мысль о «недоброхотстве учёных иноземцев к русскому юношеству», к его обучению.

Новый чин

Научные заслуги, верность императрице Екатерине помогли Ломоносову в феврале 1757 года получить новый чин – коллежский советник. Новым местом его службы стала канцелярия Академии, он ведал научными и учебными департаментами.

Назначенный в 1758 году главой Географического департамента Академии наук, Ломоносов начинает работу по составлению нового «Атласа российского» и добивается рассылки во все губернии географических анкет, сведения из которых могли бы помочь в создании различных карт.

Под влиянием его сочинения «О северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном» в 1764 году снаряжается экспедиция в Сибирь. В конце жизни Ломоносов был избран почётным членом Стокгольмской (1760г.) и Болонской (1764г.) академий наук.

Смерть М.В. Ломоносова

15 апреля 1765 года, в возрасте 53 лет Михаил Васильевич Ломоносов умер от воспаления легких. Ломоносов похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

На следующий же день после смерти ученого, по приказу императрицы, все его работы, бумаги, библиотека были изъяты и бесследно исчезли в дворце Г.Г. Орлова.

Источник: http://www.vdovgan.ru/mihail-lomonosov-kratkaya-boigrafiya/

Академик Михаил Ломоносов: краткая биография и деятельность

Ломоносов Михаил Васильевич, биография кратко, вклад в медицину

1001student.ru > История > Академик Михаил Ломоносов: краткая биография и деятельность

История Российского государства помнит великое множество достойных деятелей науки и искусства. Знаменитый учёный Михаил Васильевич Ломоносов, краткая биография которого является примером целеустремлённости и трудолюбия, выделяется особо. Это был чрезвычайно одарённый человек с многосторонними талантами. Некоторые его научные труды не потеряли своей актуальности до наших времён.

  • Детство на Двине и юность
  • Домашнее обучение
  • Российские университеты
  • Учёба в Санкт-Петербурге
  • Немецкая поездка Ломоносова
  • Первые пробы пера
  • Возвращение домой
  • Работа в Москве
  • Международное признание
  • Большая утрата

Детство на Двине и юность

Выдающийся русский ученый оставил потомкам автобиографию, но многие исследователи также писали о его жизни и творчестве.

8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинской Архангельской губернии появился на свет будущий академик. Он родился в семействе рыбака Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых. Жили они не слишком богато. Отец рыбачил, а мать занималась домом и ребёнком.

Когда мальчику исполнилось девять лет, скончалась его мать. Отец повторно вступил в брак год спустя. Федора Михайловна Ускова, новая жена Василия Дорофеевича, прожила недолго, скончавшись, в 1724 году. Третьей его супругой стала Ирина Семёновна Корельская. Взаимоотношения мачехи и пасынка не сложились, Михаил звал её «злой и завистливой мачехой».

Домашнее обучение

В детстве Миша частенько отправлялся с отцом на промысел. Эти поездки повлияли на становление его личности. Суровые условия Севера укрепили его физическое и нравственное состояние.

Увиденные в путешествиях красоты окружающего мира развивали мышление и воображение мальчика. К четырнадцати годам он освоил грамоту и безошибочно писал.

В те времена большинство населения Российской империи было неграмотным, а красиво писать, как это делал Михаил, умели единицы.

В родном селе он овладевал знаниями под началом дьяка Дмитровской церкви Сабельникова и односельчанина И. Шубного. Чтение книг, подаренных соседскими сыновьями, занимало досуг молодого человека. Научная вселенная покорилась ему с помощью «Арифметики» Л. Магницкого и «Грамматики» М. Смотрицкого.

Такая увлечённость приводила к ссорам с отцом и мачехой. Учителя, впечатлённые достижениями Михаила, советовали продолжать просвещение в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург. 15 декабря 1730 г. Михайло тайно бежит с вереницей саней поставщиков рыбопродуктов в Москву, догнав их после трехсуточной погони по глухим дебрям в одиночку. Так Ломоносов пришёл в Москву.

Российские университеты

Московская славяно-греко-латинская академия покорилась ему через месяц после приезда. Поступлению помогла небольшая уловка. Будущий студент представился дворянином.

В этом образовательном учреждении великолепно преподавали латынь, и Ломоносов идеально освоил её. Программу Академии он преодолел в течение пяти лет вместо двенадцати.

Этому поспособствовали его последовательность в достижении намеченного и прирождённому прилежанию.

Ощущая недостаток преподавания в сфере физико-математических предметов и философских направлений, в 1734 году лучший студент обратился к руководителям Спасских школ (второе название Академии), где учился Ломоносов, за разрешением и финансовой поддержкой для продолжения образования в Киеве. Приглашение он получил от главы Киево-Могилянской академии архимандрита Стефана.

Обучение в этом учебном заведении разочаровало Ломоносова. Преимущественно преподавались здесь религиозные и богословские дисциплины. Но свободный доступ к огромной библиотеке скрасило пребывание в Киеве. Разочаровавшись, он возвращается туда, откуда приехал.

Учёба в Санкт-Петербурге

Скорее всего, М. В. Ломоносов стал бы священником. Но удача не отвернулась от него. В 1735 году случилось обращение к Сенату барона Корфа, президента Российской академии наук. Он выразил обеспокоенность уменьшением количества студентов и попросил организовать сбор особо талантливых учащихся образовательных учреждений государства.

Архимандриту Стефану также пришло такое послание. Он отправил сообщение об успехах Ломоносова в Москву, выбрал двенадцать учащихся, в число которых попал и Михаил. К началу 1736 года Ломоносов учился в Академическом университете Санкт-Петербурга. Его обучали самые известные преподаватели той поры:

  • профессор математики Крафт был преподавателем математически-физических дисциплин;
  • Х. Герман помогал в освоении немецкого языка.

Тогда же Ломоносов попробовал себя в стихосложении, написании небольших рассказов. Немалый интерес он обнаружил к химическим дисциплинам и минераловедению.

Немецкая поездка Ломоносова

В 1736 г. Михайло в компании с прочими талантливыми учащимися едет для совершенствования познаний в Германию, где планировалось углубить осведомлённость в точных и прикладных сферах. Ломоносов с теплотой и добротой вспоминал времена, проведённые в Марбурге. О своем преподавателе Х. Вульфе он отзывался с большим уважением.

В этом городке состоялось знакомство Михаила с Елизаветой Цильх, ставшей его супругой в 1740 г. Она была дочерью хозяйки квартиры, где жил М. В. Ломоносов . В эти времена проявилось увлечение Ломоносова иноземными языками и литературными течениями. Началось комплектование личного книгохранилища, куда собирались избранные сочинения древних литераторов и современных писателей.

В Германии ученый ведёт активную творческую работу:

  • читает лекции студентам;
  • пишет научные доклады;
  • проводит опыты;
  • постигает новые предметы.

Первые пробы пера

Годы получения образования за пределами Родины ознаменовались дебютом в написании учёных произведений:

  • «О превращении твёрдого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости» — первое исследование молодого учёного;
  • Второе произведение с названием «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящих в сцеплении корпускул», посвящалось структуре веществ и стало прообразом будущей молекулярной теории.

Молекулы Ломоносов назвал корпускулами. Это событие случилось в 1739 году.

Параллельно, увлекаясь литературными трудами, он начинает слагать вирши. В этом же году российские войска взяли верх над турецкой армией и Ломоносов посвящает этому событию «Оду на взятие Хотина» — первое значимое поэтическое творение.

Михаил Васильевич отправляет записку на Родину, в каковой размышляет о канонах отечественной поэтической культуры. С его подачи установилась ныне существующая структура размерности стихотворений, ямб и силлабо-тонический размеры поэтических произведений.

В 1739 г. завершилось проживание в Марбурге. Это было довольно независимое существование, впереди ждала учёба под наблюдением строгого и требовательного преподавателя Генкеля в местечке Фрайбург. Он преподавал рудничное ремесло и металловедение. Ломоносов конфликтовал с педантичным наставником по поводу однообразности и нудности преподавания и по весне 1740 г. приезжает домой.

Возвращение домой

Возвратившись в Российскую Империю, Ломоносов получает должность адъюнкта на физико-математическом факультете Петербуржской научной Академии, а в 1745 г. становится профессором химических наук. В 1748 г. Михаил Васильевич основал химический класс и лабораторию при Академии и трудится здесь.

В 1748 г. здесь формируется исторический Департамент. На его совещаниях разгорелся спор Ломоносова и Г. Ф. Миллера . Он упрекает Миллера в преднамеренной недооценке российских сотрудников в учёных экспериментах.

Михаил Васильевич пытается реформировать научный процесс с умыслом «приведения Академии Наук в доброе состояние», настойчиво формируя точку зрения о «недоброхотстве учёных иноземцев к русскому юношеству», к его образованию.

К 1752 г. материальное положение позволило семейству Ломоносовых иметь своё жилище и оборудовать лабораторию для проведения химических экспериментов.

Средств хватило даже на комплектование скромного планетария. Наблюдая за космосом, Михаил Васильевич совершил грандиозную находку. В напечатанной в 1761 г.

работе «Явление Венеры на Солнце» он предположил, что планета Венера обладает своей атмосферой.

В 1753 г. в деревушке Усть-Рудица, которую ему подарила императрица, М. В. Ломоносов основал предприятие, на котором производили разноцветные живописные стекла. Начинали работу с выработки бисерных шариков и бус.

Немного позже в ассортименте продукции возникли столовые наборы, канцелярские и туалетные принадлежности, стеклянная бижутерия.

Доходы от производства давали возможность проводить эксперименты со стеклом, изучить способы окраски, создать красители всевозможных оттенков.

Работа в Москве

Московский Университет был открыт в 1755 году по ходатайству Ломоносова. В это учебное заведение принимали всех одарённых людей со всех уголков государства. Многочисленные проекты для прогресса Российской Империи начинались с инициативы учёного.

В 1755 году в произведении «Русская грамматика» Михаил Васильевич высказал некоторые любопытные положения по фонетическим и грамматическим правилам. В основах родной речи по сей день эти идеи являются базовыми и определяющими.

Изготовление неорганических красителей, глазури, стеклянных и фарфоровых изделий начиналось с разработки рецептуры и техпроцесса. Ломоносов открыл способ производства фарфоровой смеси. Разноцветные стёклышки он применял для изготовления мозаики. Некоторые его мозаичные панно («Полтавская баталия») и портреты по достоинству оценили в Российской Академии художеств.

В 1763 г. его творчество признали лучшие деятели искусств страны тех времён. «Курс физической химии», «Первые основания металлургии, или рудных дел» — учебные пособия, впервые появившиеся в России для познания химических дисциплин и металлургии, вышли из-под пера Михаила Васильевича.

Международное признание

1758−1764 годы наполнены общественной и научной активностью. Географический департамент, Историческое собрание, университет и академическая гимназия при Академии наук, — везде учёный вносил непосредственный вклад в формирование национальной научной школы.

Огромное внимание уделялось проблемам демографии страны. Собственную позицию Ломоносов сконцентрировал в «Атласе Российского государства», написанного в эти годы. Способы роста деторождения, принятие иностранцами гражданства нашей державы отражены в реферате «О сохранении и размножении российского народа» (1761).

Ломоносов удостоился звания почётного доктора Шведской и Болонской академий. Но отношения в отечественной Академии оставались сложными, невзирая на авторитет среди учёных других стран и неописуемый вклад в отечественную науку и культуру. Инициативы Ломоносова по многим темам частенько встречали в штыки, сослуживцы и чиновники относились к нему враждебно.

Большая утрата

Обострение болезни и рабочие конфликтные ситуации подтолкнули его к отставке. Императрица сперва подписала прошение, но потом отменила. Таким образом, все годы жизни Ломоносова прошли в гуще научной и общественной деятельности.

На пятьдесят четвёртом году жизни Михаил Васильевич Ломоносов умер от пневмонии 15 апреля 1765 года. Похоронная церемония состоялась в Александро-Невской лавре, на Лазаревском кладбище.

Всё его научное достояние по распоряжению Екатерины Великой изъяли и вывезли во дворец графа Орлова, где было утрачено.

Но его открытия после смерти по-прежнему являются важнейшими и знаковыми в изучении многих наук: физики, химии, литературы, географии.

Академик Михаил Ломоносов

Источник: https://1001student.ru/istoriya/akademik-mihail-lomonosov-kratkaya-biografiya-i-deyatelnost.html

Краткая биография Ломоносова

Ломоносов Михаил Васильевич, биография кратко, вклад в медицину

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) – первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик, художник, историк, поэт и писатель.

Среди биографий ученых Ломоносов занимает особое место потому, что он вошел в науку еще и как астроном и приборостроитель, географ и металлург, геолог, поэт, филолог, художник, историк и генеалог, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.

Такое количество областей знаний дает нам полное право утверждать, что Михаил Ломоносов – это один из немногих примеров универсального гения.

Едва ли краткая биография Ломоносова позволит нам осветить все стороны жизни этой уникальной личности, но самое главное мы вам расскажем.

Ранние годы

Родился Михаил Ломоносов 8 ноября 1711 г. в селе Мишанинская, что в Архангельской губернии. До середины XVIII века деревни Денисовка и Мишанинская существовали порознь, а затем были объединены в одно село Ломоносово.

Родители Ломоносова были состоятельными людьми, так как отец Василий был деятельным и трудолюбивым рыбаком. Михаил с ранних лет начал выходить с отцом в море.

Грамоте и чтению Ломоносов обучался у дьячка местной Дмитровской церкви. В возрасте 14-ти лет Михаил уже умел читать и грамотно писать, что для того времени и места была немало.

Когда маленькому Михаилу было 8 лет, умерла его родная мать. Отец женился еще два раза, и последняя, третья жена, с самого начала возненавидела Михаила Ломоносова.
Это сильно угнетало юного гения, и он, узнав, что отец собрался его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.

Ранним декабрьским утром он убегает из дому, и через три дня догоняет караван рыбаков, направляющийся в Москву. Упросив их не прогонять его, он благополучно прибывает с ними в столицу.

Годы учебы и деятельность

Чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, Ломоносов подделал документы, выдав себя за сына холмогорского дворянина. Дело в том, что простому крестьянину дорога в учебные заведения была закрыта.

Так начинается тяжелый период в биографии Ломоносова. Бедность и постоянная нужда лишали будущего ученого многих насущных потребностей, но он с невероятным упорством продолжал обучение, поглощая все новые и новые знания.

В 1734-1735 проходит учебу в Киево-Могилянской академии, а затем возвращается в Москву заканчивать Славяно-греко-латинскую академию.

В 1736, в числе лучших студентов, отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки. Параллельно он осваивает иностранные языки и изучает европейскую литературу. Начинает делать переводы художественных произведений.

Краткая биография Михаила Ломоносова не позволяет во всей красе рассказать, какой невероятно пытливой и любознательной натурой он был. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Но даже при такой колоссальной занятости он умудряется регулярно и углубленно заниматься поэзией, литературой и историей.

В 1739 он женится в Германии на дочери квартирной хозяйки, а в 1741 Михаил Васильевич возвращается на родину в Россию.

В 1742 Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.

Уникальное наследие

Вклад Ломоносова в самые разные сферы науки очень велик. Например, именно он впервые выдвинул идею о том, что весь материальный мир состоит из атомов и молекул. Официально ученый мир заговорил об этом только спустя 100 лет.

Также он заложил основы физической химии, которая объясняет химические явления на основе законов физики.

Его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики.

Независимо от Леонардо да Винчи (чьи работы были найдены гораздо позже), Михаил Ломоносов изобрел первый прототип вертолёта.

Его литературное творчество содержит произведения на разных языках: «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», стихотворения и многое другое.

В 1754 году Ломоносов разработал проект Московского университета, который позже был назван в его честь. Кроме всего сказанного, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.

Большой вклад Ломоносов внес также и в историю. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей.

Михаил Васильевич серьезно занимался риторикой и словесностью став, по сути, основоположником русского языка.

Кончина

Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 апреля 1765 года, и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.

Интересные факты о Ломоносове

Михайло Ломоносов был физически очень сильным человеком. При необходимости он мог «поставить на место» своего оппонента, приложив к этому тяжелую крестьянскую руку.

Рассказывают, что однажды на него напали три матроса, с целью обокрасть. Однако это для них закончилось плачевно, так Ломоносов их здорово побил.

По характеру он был добрым и незлобивым человеком, однако вспыльчивым и эмоциональным.

Интересен факт, что в какую бы научную сферу он не обращал свой гениальный ум – всюду делал открытия и вносил существенный вклад в развитие.

Если вам понравилась краткая биография Ломоносова – подписывайтесь на InFAK.ru в любой социальной сети. С нами вы узнаете самые интересные факты из жизни великих людей!

Понравился пост? Поддержи InFAK, нажми:

Источник: https://infak.ru/biografiya-lomonosova/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.