Профилактика суицидального поведения подростков в школе :: Работа школы по профилактике суицидального поведения

Профилактика поведения подросткового суицида в школе: программа, рекомендации

Профилактика суицидального поведения подростков в школе :: Работа школы по профилактике суицидального поведения

Статистика детского самоубийства в России показывает не самые радужные цифры, поэтому профилактика суицидального поведения подростков – крайне актуальная проблема, которой должно уделяться внимание и в семье, и в школе. Что делать, чтобы помочь ребенку справиться с внутренним состоянием и предупредить принятие необратимых решений? Поговорим подробнее.

Суицид – это последствие срыва психологических защит личности в результате дезадаптации в социуме. Причем, конфликт, явившийся спусковым крючком, может произойти на микроуровне: разлады в семье, развод родителей, проблемы с одноклассниками или успеваемостью, драмы в межполовых отношениях.

Не в силах справиться с тяжелой психологической обстановкой в окружении, подросток задумывается о самоубийстве как о быстром способе выйти из угнетающей его ситуации.

По данным ЮНИСЕФ в России фиксируется в четыре раза больше случаев подростковых самоубийств, чем у детей того же возраста в европейских странах.

Профилактика суицидального поведения должна проводиться педагогами и психологом школы среди детей и подростков со следующими особенностями в настроениях и поведении:

  • эмоционально лабильные, гиперчувствительные;
  • не идущие на компромисс, социально и психологически негибкие личности;
  • импульсивные, совершающие необдуманные поступки;
  • излишне фиксированные, сосредоточенные на какой-либо эмоциональной проблеме, придающие переживаниям сверхважность;
  • замкнутые школьники, с узким кругом общения;
  • пессимистичные, подавленные 

Суицидальное поведение подростков: механизм развития и профилактика

Для организации работы по профилактике суицидального поведения подростков и разработки специальной антисуицидальной программы следует хорошо разбираться в этапах формирования и механике возникновения саморазрушающего поведения. Так, психологическая работа будет отличаться в зависимости от степени выраженности суицидального поведения подростков.

  1. Всё начинается с мыслей о самоубийстве. Изначально школьник воспринимает смерть как долгое отсутствие и возможность удаленно наблюдать за тем, как мучаются его обидчики. Таким образом, ребенок фантазирует о своей смерти, но не предпринимает никаких активных действий. Этот этап характеризуется фразами “вот бы не проснуться”, “хорошо бы умереть”, “я бы умер, если” и подобными.

  2. На втором этапе мысли становятся более осязаемы и переходят в стадию планирования. Подросток всерьёз обдумывает возможные варианты лишения себя жизни: место, время, способ. Формируется план реализации суицида.

  3. Третий этап – суицидальные намерения, которые подкрепляются конкретными действиями в отношении задуманного плана самоубийства.

Время от первого до третьего этапа обозначается как пресуицид, и может быть как хроническим, растягиваясь на месяцы, так и стремительным, острым, исчисляясь минутами.

Программа профилактики суицидального поведения должна быть направлена на работу с детьми с суицидальными наклонностями на любом этапе, и особенно, на тех подростков, которые демонстрируют суицидальные намерения. 

Попытки самоубийства могут быть как истинными, т.е. иметь в своей основе реальное желание ребёнка избавиться от жизни, так и демонстративные, шантажные, цель которых – манипуляция и стремление добиться желаемого любой ценой.

Надо понимать, что манипулятивные попытки или экстремальные развлечения могут закончиться фатально, даже если сами дети изначально всерьёз не планируют смерть.

Кроме того, регулярная практика “острых ощущений” может перерасти в привычку к жизни “на грани”, когда отказ от своего тела переходит из разовой демонстрации в хроническое саморазрушение: алкоголизм, курение, наркоманию.

В работе по профилактике суицидального поведения подростков каждая из попыток самоубийства должна рассматриваться как значимая, вне зависимости от ее скрытых мотивов. Число неистинных попыток лишения себя жизни, по статистике, в десять-пятнадцать раз больше, чем завершенных.

Но для родителя, педагога и психолога каждая из попыток должна восприниматься как способ подростка обратить на себя внимание и призвать окружение к диалогу.

Педагогическая и психологическая профилактика суицидального поведения заключается в том, чтобы помочь подростку справиться с душевными страданиями, стрессом, а также – с реальными физическими и социальными проблемами.

Сложности, на которые психолог и учитель должны обратить внимание, зависят от повода, который привёл школьника к решению свести счеты с жизнью. Это могут быть:

  • личностные и внутрисемейные конфликты (недостаток заботы и внимания близких, потеря или смерть родных и друзей, неразделенная любовь, тяжелая психологическая обстановка в семье);
  • острое психическое состояние (одна треть детских суицидов совершается в состоянии психоза и бреда);
  • тяжелое физическое состояние (как правило, причиной является неуточненный диагноз, требующий длительного изнуряющего лечения и лишающий ребенка привычного качества жизни: онкология, сердечно-сосудистые заболевания, туберкулёз);
  • боязнь расплаты за асоциальное поведение (страх позора, наказания и осуждения, а также раскаяние за неблаговидный поступок);
  • внутришкольные конфликты (неуспеваемость, ощущение проявленной несправедливости учителей и одноклассников);
  • материально-бытовые трудности.

В зависимости от ведущего мотива, подросток видит в самоубийстве способ 

  • выразить протест или отомстить (“они пожалеют”, “им будет хуже”);
  • получить помощь, призвать к диалогу;
  • избежать угрозы наказания, а также физического и психологического страдания;
  • избавиться от чувства вины;
  • отказаться от жизни, где желания не совпадают с реальностью.

Рекомендации по профилактике суицидального поведения подростков

Риск повторного суицида особенно актуален в период от месяца до трёх лет после первой попытки. Поэтому программа профилактики суицидального поведения подростков направлена на контакт с детьми, как в пресуицидальном, так и в постсуицидальном периоде. Вслед за попыткой к самоубийству школьник, как правило, переосмысливает конфликт, который привёл его к сложному решению. 

Способы переживания постсуицидального состояния варьируются. Можно выделить четыре типа поведения, в зависимости от которых выстраивается работа по психологической профилактике суицидального поведения подростков:

  1. Критический: школьник испытывает раскаяние, а причина, по которой была совершена попытка суицида, исчерпала себя. Рекомендация по профилактике суицидального поведения в данном случае – психотерапия.

  2. Манипулятивный: ребёнок решил, что суицидальные интенции – эффективный способ управления окружающими, и теперь попытки свести счеты с жизнью становятся инструментом влияния и превращаются из истинных в демонстрационно-шантажные. Рекомендации по профилактике суицидального поведения подростков с таким типом поведения – выработка негативного отношения к самоубийству, разрыв сложившегося паттерна для предотвращения повторных попыток.

  3. Аналитический: в отличие от критического типа, конфликт, приведший к попытке суицида, сохраняется. Подросток ощущает стыд за содеянное и продолжает искать альтернативные решения сложившейся проблемы. В этом случае велика вероятность рецидива со неблагоприятным исходом.

    Педагогическая профилактика суицидального поведения данного типа заключается в разрешении реальной физической, психологической и/или социальной проблемы, с которой столкнулся ребёнок. При необходимости, чтобы исчерпать конфликт, привлекаются социальные и юридические службы.

  4. Суицидально-фиксированный тип поведения заключается в стремлении повторить самоубийство, положительное отношение к суициду, отсутствие стыда или раскаяния за совершённую попытку. Как правило, такой тип поведения сопряжён с психическими изменениями и требует надзора и лечения специалистов психиатрической клиники.

Для организации работы по профилактике суицидального поведения подростков можно дать следующие рекомендации:

  1. Отнеситесь к диалогу с ребёнком со всей серьёзностью, слушая его, старайтесь выявить истинную проблему и мотивы беспокойства школьника.

  2. Оцените критичность ситуации. Если подросток делится – всерьёз или шутливо – планом самоубийства, требуется немедленная работа со специалистом и психологическая профилактика суицидального поведения.

  3. Будьте внимательны к деталям и эмоциональному поведению школьников: перепады настроения и повторяющиеся скачки от апатии к активной деятельности могут служить основанием для беспокойства и требуют тщательного анализа.

  4. Не пренебрегайте высказываниями подростков, особенно теми, что касаются жалоб и обид. Также обращайте внимание на конфликтные ситуации “закрытых” детей, которым сложно выразить свои чувства.

  5. Не преуменьшайте озвученные проблемы. Отрицание переживаний детей может сформировать или усилить ощущение ненужности и изолированности.

  6. Предложите решение проблемы, но не лгите и не давайте неоправданных обещаний.

  7. При необходимости задавайте прямые вопросы о том, что подросток думает о самоубийстве.

  8. Не выражайте негодования и удивления на провокационные или шокирующие высказывания подростка.

  9. Развенчивайте романтическое представление подростка о собственной смерти.

  10. Помогите ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности. Кроме психологической поддержки, предложите план действий, если требуется.

Организация работы по профилактике суицидального поведения подростков

Работу по профилактике суицидального поведения следует начать с выявления детей и подростков с признаками суицидальных намерений.

Приметы, по которым определяются дети с опасным девиантным поведением, можно разделить на три группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Психологическая и педагогическая профилактика суицидального поведения начинается в пристальном наблюдении за школьниками.

  1. Словесные приметы: в речи подростка встречаются такие фразы как “не могу дальше так жить”, “обо мне больше не придется волноваться”, “я не буду ни для кого проблемой” и подобные им. Такой ребёнок чрезмерно увлекается саморефлексией, использует “чёрный” юмор суицидальной тематики.

  2. Поведенческие приметы: школьник проявляет апатию, незаинтересованность в будничной деятельности: не обращает внимание на то, что и сколько он ест и сколько спит, чрезмерно неряшлив, ведет себя угрюмо и нелюдимо.

    Ребёнок проявляет эмоциональную нестабильность, “раскачиваясь” от эйфории до приступов отчаяния.

    Возможно заметить, что подросток будто “завершает” дела: раздаёт значимые для себя вещи, просит прощения и мирится с неприятелями.

  3. Ситуационные приметы: дети, растущие в тяжелой семейной обстановке (алкоголизм родителей, развод, смерть близких), имеют большую склонность к саморазрушению, чем дети из относительно благополучных семей. То же касается школьников, перенесших психологическое, сексуальное или физическое насилие, а также тех, кто ведёт изолированный образ жизни или проявляет чрезмерную самокритичность.

Программа профилактики суицидального поведения подростков базируется на следующих правилах:

  • любые попытки самоубийства – демонстративные или истинные – рассматриваются как угрожающие жизни и здоровью детей;
  • депрессивное состояние ребёнка тем опаснее, чем меньше его возраст;
  • депрессия не является триггером для суицида, но указывает на наличие конфликтной ситуации – внутренней или внешней – и требует психологической диагностики и лечения;
  • эмоциональные состояния подростков зачастую преуменьшаются взрослыми и значительно преувеличиваются детьми, что приводит к неадекватной оценке критичности состояния ребёнка;
  • угрозы о лишении себя жизни часто воплощаются детьми и подростками в депрессии.

Для грамотной и эффективной организации развития образовательной организации рекомендуем пройти обучение по программе «Руководство развитием ОО».

Надо иметь в виду, что подростки, ранее предпринимавшие попытки к самоубийству или имеющие перед глазами пример суицида родственника или друга, находятся в особой группе риска и требуют пристального внимания и тщательной работы по профилактике суицидального поведения.

От внимательного отношения педагогов, психологов и родителей зависит то, насколько благополучно подросток преодолеет суицидальные намерения, как ребёнок переосмыслит ценность своей жизни для себя и осознает свою нужность для окружающих. Программа профилактики суицидального поведения должна быть разработана и внедрена в каждом образовательном учреждении для детей и подростков. 

Источник: https://www.menobr.ru/article/65277-qqq-17-m5-profilaktika-suitsidalnogo-povedeniya-podrostkov-v-shkole

Программа профилактики суицида в школе

Профилактика суицидального поведения подростков в школе :: Работа школы по профилактике суицидального поведения

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

на Педагогическом Совете Директор школы

Приказ № ____ «___ »__________________ ___________Л.Н.Боргоякова

«_____»_______________ 2016г.

Пояснительная записка.

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

В условиях современного общества процент детских и подростковых самоубийств растет, что порождает необходимость детального изучения причин, мотивов, ситуаций проявления суицидальных попыток и способов профилактики. Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.

Педагогам-психологам приходится сталкиваться с состояниями повышенной тревожности у детей, неуверенным поведением, с депрессивными состояниями и суицидальными мыслями.

В младшем подростковом возрасте появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Возникшее острое «чувство Я», увеличение значимости проблем, связанных с самооценкой, сопровождаются трудностями думать и говорить о себе, слабым развитием рефлексивного анализа, что приводит к повышенной тревожности, возникновению чувства неуверенности в себе.

Программа первичной профилактики суицидального поведения у детей и подростков предполагает мероприятия в трех направлениях: работу психолога с родителями, педагогами и детьми.

Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом.

Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей.

Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире.

Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни.

Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых.

Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки.

Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д. Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее.

Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.

Причиной суицида подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в семье. Чаще всего преобладают давящий стиль воспитания, требования безапелляционного выполнения указаний, что препятствует формированию у подростков самостоятельности в принятии решений.

В форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка. Семью могут постичь такие кризисные ситуации, как смерть близких, развод или потеря работы.

Родители находятся в подавленном состоянии, бывает, что ищется ответственный за возникшие проблемы. В тоже время одним из сильных факторов, удерживающих молодых людей в жизни, являются отношения с родителями.

Если отношения строятся на доверительной основе, родитель относится к ребенку как к партнеру, то тогда формируются защитные механизмы, предохраняющие подростка от суицидального поведения.

Школьные причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями, администрацией.

Именно в школе формируются такие важные социальные запросы подростка, как: потребность в самоуважении (так как низкая оценка успеваемости связывается с недостаточным развитием способностей и интеллекта); потребность в положительной оценке значимых для него взрослых (следствием негативной оценки педагога обычно бывает отрицательная оценка родителей); потребность в общении (мнение учителя может определять мнение коллектива сверстников, низкие оценки не способствуют улучшению отношений ученика в классе).

Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из – за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними.

Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.

Покушение на жизнь может быть подражанием поведению, демонстрируемому с экранов телевидения или присутствующих на страницах литературных произведений.

В подростковых компаниях наблюдается повышенный интерес к темам смерти и самоубийства, обсуждается их «тайна» и «красота».

Руководствуясь подобными стереотипами, суициденты рассматривают посягательство на свою жизнь не с точки зрения общественной морали, а с позиции эффектности действий.

Первичная профилактика суицидального поведения

Изменения в поведении ребёнка, которые могут свидетельствовать о суицидальных намерениях:• недостаток сна или повышенная сонливость• нарушение аппетита• признаки беспокойства, вспышки раздражительности• усиление чувства тревоги• признаки вечной усталости, упадок сил• неряшливый внешний вид• усиление жалоб на физическое недомогание• склонность к быстрой перемене настроения• отдаление от семьи и друзей• излишний риск в поступках• выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах• открытые заявления: ненавижу жизнь; не могу больше этого выносит; жить не хочется; никому я не нужен.Иногда индикатором суицида могут быть поступки типа: дарение ценных личных вещей, предметов увлечений, улаживание конфликтов с родными и близкими. В случае подозрения о наличии суицидальных намерений у подростка беседу с ним можно строить следующим образом: «Как твои дела? Как ты себя чувствуешь? Ты выглядишь, словно в воду опущенный, что происходит?»

В случае открытого суицидального высказывания следует обсудить эту проблему с подростком.

2. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ

  1. Конституция Российской Федерации в редакции указов Президента РФ №841 от 25.07.2003г.

  2. Конвенция о правах ребенка. (Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года).

Источник: https://infourok.ru/programma-profilaktiki-suicida-v-shkole-1446886.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.