Психологическая нагрузка и здоровье человека

Содержание

Психологические перегрузки

Психологическая нагрузка и здоровье человека

Бич современного общества – постоянные психологические перегрузки. Что мы имеем? Завышенные требования общества, огромнейшую информационную нагрузку, высокую конкуренцию во всех отраслях.

Также нужно добавить конфликты в семье и на работе, материальные и бытовые проблемы.

Исходя из всего выше изложенного, очевидным становится тот факт, что большинство из нас живет в условиях постоянного стресса.

Стресс помогает приспособиться к новым условиям, только всегда ли?

Умеренное воздействие стресса способствует адаптации к новым условиям. Например, экзамены для большинства студентов – стрессовая ситуация, но именно благодаря ней студенты рьяно берутся за учебники и начинают изо всех сил грызть гранит науки.

В результате непосредственно перед экзаменом знания по конкретному предмету намного лучше, чем за пару недель до него.

Еще один пример – адекватные замечания со стороны шефа выступают в качестве стрессового фактора, способствующего улучшению качества труда подчиненных.

Однако если нагрузка на психику слишком интенсивная, если поставленная задача является личностно значимой, но в принципе не выполнимой, то в какой-то момент силы человека иссякают, и он не может справиться с психологическими перегрузками. На этом фоне могут развиваться различные психические и соматические заболевания.

Стресс, провоцирующий возникновение заболеваний, может быть хроническим (тяжелая болезнь ребенка, постоянный уход в течение нескольких лет за парализованной матерью, муж-алкоголик), и острым («удары судьбы»). Примеры острых психических травм – смерть близкого родственника, финансовый крах, развод, приговор к тюремному заключению.

Психические заболевания как результат психологических перегрузок

Психологические перегрузки могут запускать развитие некоторых психических заболеваний. Наиболее известные из реактивных болезней – посттравматическое стрессовое расстройство, реактивная депрессия, неврозы.

Стрессовые факторы могут провоцировать начало (дебют) или обострение эндогенных психических заболеваний – болезней, возникающих, в первую очередь, вследствие внутренних причин. Среди них – шизофрения, эндогенная депрессия.

Соматические заболевания, появляющиеся на фоне хронического стресса

Чрезмерная нагрузка на психику может приводить к развитию многих соматических заболеваний. Довольно часто инфаркт миокарда, инсульт головного мозга, обострение язвы желудка провоцирует какая-то жизненная катастрофа. Наплыв негативных эмоций приводит к выраженному гормональному всплеску в организме, который и вызывает соматическое заболевание.

Вследствие психологических перегрузок в крови возрастает содержание катехоламинов, эти вещества заставляют сердце учащенно биться, работать на грани его возможностей. Именно поэтому стрессовые ситуации провоцируют развитие сердечно-сосудистых заболеваний – гипертонической болезни, ишемической болезни сердца и ее осложнений (инфаркта миокарда, инсульта).

Постоянная жизнь в стрессовых условиях приводит к тому, что человек перестает следить за своим здоровьем. Люди, которым ежедневно приходится подвергаться психологическим перегрузкам, страдают бессонницей. Плохие мысли не дают им уснуть, могут провоцировать появление кошмаров во сне. В большинстве случаев такой сон не приносит необходимого отдыха.

В стрессовых ситуациях люди нерегулярно питаются, могут вообще жить на одних «перекусах» или же, наоборот, стараются «заесть» эмоциональное напряжение. Они могут злоупотреблять кофе, спиртными напитками, много курить. Эти факторы способствуют снижению защитных сил организма, провоцируют развитие многих заболеваний.

На фоне психологических перегрузок могут возникать многие вирусные и бактериальные инфекции, которыми бы человек в нормальных условиях не заболел.

Появление фурункулов, кондилом различного расположения, обострение псориаза, герпетической инфекции – довольно часто все эти процессы провоцирует стресс.

А сами инфекционные и воспалительные заболевания в условиях постоянной чрезмерной нагрузки на психику протекают намного тяжелее, чаще развиваются осложнения.

Хронический стресс может запускать аутоиммунные (направленные против собственных тканей) и аллергические процессы в организме. Психологические перегрузки могут даже провоцировать развитие злокачественных новообразований в организме, при этом «уставший» организм вовремя не распознает аномальные клетки, не уничтожает их, а те разрастаются, приводят к развитию опухолей.

Как не допустить, чтобы психологические перегрузки вызвали болезнь?

Насколько опасны психологические перегрузки, вы уже убедились, но что же делать, как не дать им «подорвать» здоровье?

В первую очередь, необходимо здраво оценивать свои силы и возможности, не пытаться объять необъятное, ведь в погоне за множеством целей можно подорвать свое здоровье.

Одним из простых и одновременно действенных методов профилактики негативного воздействия психологических перегрузок является отдых. И это не только сон или лежание на диване перед телевизором.

Огромную пользу для восстановления психики и здоровья в целом принесут пешие прогулки, катание на лодке, посещение концерта, спектакля или что-то еще в этом роде.

Все, что дает нам заряд положительных эмоций, помогает справиться с негативным воздействием стресса.

Если же вам пришлось столкнуться с непоправимой утратой, то единственным вашим спасителем является время. Не стоит делать вид, что ничего не произошло, стараться не думать про случившееся горе – от этого лучше не станет.

Также нельзя зацикливаться на случившемся, вновь и вновь возвращаться к произошедшим событиям, винить себя в том, что не удалось предотвратить случившееся.

Необходимо понять, что ничего изменить нельзя (или же еще можно что-то изменить), и постараться жить дальше.

Источник: https://my-health.ru/content/182-psihologicheskie-peregruzki

Влияние физических нагрузок на здоровье и долголетие

Психологическая нагрузка и здоровье человека

Старение – это сложный естественный физиологический процесс, на который влияют многие факторы, некоторые из которых не являются неизменными.

В дополнение к здоровому питанию и психологическому благополучию, влияние регулярных спортивных нагрузок, адекватных возрасту и физическому состоянию, на показатели здоровья и продолжительности жизни являются общепризнанными. Основная цель заключается в долгосрочном соблюдении физической активности. 

https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/23063021

Различная физическая активность, как аэробная, так и силовая – важнейший компонент здорового образа жизни и основной фактор оптимального здоровья.

Регулярная умеренная физическая нагрузка является необходимым условием долголетия. Малоподвижный образ жизни увеличивает риск сердечно-сосудистых заболеваний, диабета 2 типа и общую смертность.

Регулярные умеренные физические нагрузки связаны со снижением заболеваемости по сравнению с сидячим образом жизни. Вместе с тем, продолжительные физические нагрузки средней и высокой интенсивности вызывают угнетение различных аспектов иммунной функции.

https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17303714

Спорт и физическую активность можно рассматривать как лекарство, которое необходимо принимать в соответствующих дозах для здоровья и долголетия.

  Регулярные умеренные физические нагрузки необходимы для:

– снижения риска сердечно-сосудистых заболеваний и нормализации кровяного давления- контроля уровня сахара в крови и улучшения чувствительности к инсулину- замедления прогрессирования саркопении (возрастной потери мышечной массы)- улучшения состояния костей- улучшения когнитивных (познавательных) способностей и защиты от нейроденегеративных заболеваний (деменции, болезни Альцгеймера, болезни Паркинсона и др.)- профилактики некоторых видов рака (молочной железы, толстой кишки и др.)- противодействия стрессу и депрессии- улучшения качества сна

– поддержания физических способностей, внешней привлекательности и положительной самооценки

Снижение риска сердечно-сосудистых заболеваний, нормализация кровяного давления

Умеренно интенсивная физическая нагрузка (при частоте пульса не выше, чем 180 минус количество ваших лет) способна значительно улучшить состояние здоровья и увеличить продолжительность жизни. Физическая нагрузка низкой и средней интенсивности уменьшает ангиотензин-превращающий фермент.

https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24809305

Ангиотензин превращающий фермент (АПФ) переводит биологически неактивный ангиотензин I в гормон ангиотензин II, который обладает сосудосуживающим действием и дает повышение артериального давления.

Уменьшение АПФ улучшает состояние сердечно-сосудистой системы и снижает риск инфаркта миокарда.

Геропротекторные свойства ИАПФ (ингибиторов ангиотензин превращающего фермента) подробно описаны в статье “ИАПФ – геропротекторы, альтернативные сартанам”.

К физической нагрузке низкой и средней интенсивности можно отнести обычную ходьбу, скандинавскую ходьбу с палками, бег трусцой, лыжи, езду на велосипеде, занятия на эллиптическом и вело-тренажере и др.

Соблюдение рекомендаций по здоровому образу жизни, правильному питанию, регулярной физической активности и отказу от курения связано с очень низким риском развития ишемической болезни сердца.

www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/10882764

Контроль уровня сахара в крови и улучшение чувствительности к инсулину

Физическая активность может быть эффективным подходом к улучшению чувствительности к инсулину и, в связи с этим, прекрасным средством профилактики и лечения диабета 2 типа.

www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4704106/
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/11676593
http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19234582

Замедление прогрессирования саркопении (возрастной потери мышечной массы) и улучшение состояния костей

Спорт оказывает глубокое воздействие на весь опорно – двигательный аппарат, помогая поддерживать функциональные способности и предотвращая саркопению и остеопороз.

Силовые тренировки позволяют значительно замедлить возрастную саркопению.

http://www.thebonejournal.com/article/S8756-3282(15)00244-6/abstract
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/11676593

Более подробно вопрос предотвращения возрастной потери мышечной массы освещен в статье “Саркопения и способы борьбы с ней”.

В дополнение к физической активности для борьбы с остеопорозом может быть использован ряд препаратов. Более подробно об этом – в статье “Препараты для лечения остеопороза”.

Нейробиологические эффекты физических нагрузок

Физическая активность является эффективным методом развития пластичности мозга, что приводит к улучшению когнитивных функций, улучшению успеваемости, и снижению риска развития деменции.

http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2352154615000157

Болезнь Альцгеймера и болезнь Паркинсона являются до сих пор неизлечимыми нейродегенеративными заболеваниями, которые проявляются в когнитивных и двигательных расстройствах.

Научные данные подтверждают обратную зависимость между объемом физической активности и риском развития этих двух заболеваний. Помимо этой превентивной роли, физические нагрузки могут также замедлить их прогрессирование.

https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/26174783

Спортивные занятия, в особенности силовые тренировки, улучшают психологическое здоровье, снижают возрастную потерю объема мозга и препятствуют нейродегенерации.

https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24366527
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17762374

Регулярные умеренные физические нагрузки увеличивают нейрогенез в зубчатой извилине гиппокампа и улучшают функции памяти.

www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/27997992

Профилактика рака

Физические нагрузки являются средством профилактики рака.

https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24797380
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3465697/

Более подробно эта тема изложена в статье “Физическая активность предотвращает рак”.

Противодействие депрессии и стрессу

Депрессия

Физические упражнения улучшают физическое и психологическое качество жизни людей, страдающих от депрессии.

https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/27155287

Физические нагрузки имеет доказанную эффективность в качестве антидепрессанта.

Подробности – в статье “Как лечить депрессию без лекарств?”

Стресс

Спорт помогает снимать стресс. Подробно эта тема освещена в статье “Влияние физических нагрузок на снятие стресса”.

Улучшение сна

В 2010 был опубликован обзор научных исследований, которые показали, что физические нагрузки, как правило, улучшают качество сна у большинства людей, и помогают избежать бессонницы.

Оптимальное время для спортивных занятий – от 4 до 8 часов до сна, хотя физические упражнения полезны в любое время суток, за исключением тяжелых физических нагрузок перед сном.

http://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/1559827610375532

По данным исследования 2005 года, занятия спортом являются наиболее рекомендуемой альтернативой снотворного для устранения бессонницы, т.к. не имеют отрицательных побочных эффектов для здоровья в долгосрочной перспективе.

https://dx.doi.org/10.1016%2Fj.csm.2004.12.003

Чрезмерные физические нагрузки

Не только малоподвижный образ жизни вреден для здоровья и долголетия, но и чрезмерные физические нагрузки также вредны!

Без полноценного отдыха увеличивается вероятность инсульта и других проблем, связанных с кровообращением и работой сердца.

https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18426850
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/21173356
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/21330616
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/22677079

Неадекватные физические нагрузки могут причинить вред. Интенсивность и объем тренировок не должны превышать способности организма!

http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.3810/psm.1996.06.1384

Слишком интенсивный бег может принести больше вреда, чем пользы.

https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25660917

Излишний объем физических нагрузок может проявляться ослаблением иммунитета.

http://link.springer.com/article/10.2165%2F00007256-200333050-00002
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17303714

Чрезмерные нагрузки могут вызывать аменорею у женщин (отсутствие месячных в течение нескольких циклов).

http://www.medscape.com/viewarticle/717390_5
http://www.listfitness.com/exercise-excessively-addiction/

Спортивные нагрузки должны быть адекватными и для каждого организма они индивидуальны. Кто-то может бегать марафоны, а другой не сможет пробежать и километра.

В некоторых случаях стресс от избыточных физических нагрузок может промотировать отдельные виды опухолей.

http://link.springer.com/article/10.1186/1475-2867-11-23

Таким образом, существует некий оптимум, свыше которого физические нагрузки перестают быть полезными и могут причинить вред.

Оптимальные физические нагрузки приобретают особое значение после возраста 60-65 лет. В этом возрасте по статистике смертность от рака начинает идти на спад, в то время как смертность от причин, связанных с нейродегенерацией и сопутствующими ей заболеваниями, многократно возрастает, обгоняя по масштабам рак и сердечно-сосудистые заболевания вместе взятые.

Вероятность рака в этом возрасте не так велика в силу того, что пролиферация (разрастание ткани путем размножения клеток делением) снижена критически. Поэтому в возрасте выше 60 лет стоит больше уделять внимания борьбе с саркопенией и деменцией.

Физические нагрузки улучшают кровообращение, а, соответственно и доставку ростовых факторов к мозгу, а это прямая защита от деменции.

Поддержание физических способностей, внешней привлекательности и положительной самооценки

У людей не занимающихся спортом с возрастом снижается как функциональная эффективность, так и внешняя привлекательность. Понижается качество жизни.

Регулярные умеренные физические нагрузки позволяют не только продлить жизнь, но и повысить качество жизни – избавиться от болезней, улучшить физическое функционирование, иметь внешнюю привлекательность и поддерживать положительную самооценку. Наш внешний вид напрямую зависит от состояния нашего здоровья.

Рекомендую также прочесть:

Эффективные противовирусные препараты при гриппе
Применение Метформина для увеличения продолжительности жизни 
Формирование стрессоустойчивости
Сенолитики – препараты для уничтожения старых (сенесцентных) клеток
Почему умные живут дольше? 
Польза горького шоколада для сердца и сосудов
Лечение гайморита в домашних условиях

Источник: https://dolgo-jv.ru/physical_exercises_health_and_lifespan.html

Школьные нагрузки – угроза психическому здоровью детей

Психологическая нагрузка и здоровье человека

Более года назад сенсационное заявление главного психиатра Минздрава России Зураба Кекелазде о том, что психическое здоровье школьников в России под угрозой, всколыхнуло волну возмущения, но только со стороны членов Общественной палаты России. Для простых обывателей и родителей оно прошли почти незамеченным.

Между тем, эта информация крайне важна, прежде всего, родителям: доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач Российской Федерации, главный внештатный психиатр Минздрава, директор института судебной психиатрии имени В.П.

 Сербского Зураб Кекеладзе заявил, что 70 % школьников в России имеют нарушения психоэмоционального состояния.

Общественная палата России направила запрос в Министерство здравоохранения Российской Федерации, с целью получить ответ на вопрос: чем же занимается отечественная медицина, если в среде самой важной части населения страны существуют такие серьезные проблемы как психоэмоциональные нарушения, да ещё в таком масштабе? Ведь это дискредитирует как Минздрав страны, так и всю систему здравоохранения, а кроме этого ставит под сомнение возможности государства по соблюдению конституционных гарантий по защите детства.

Однако, коллеги доктора Кекеладзе в основной массе согласились с его пессимистичной оценкой положения дел. При этом некоторые эксперты отметили, что заявление профессора – это камень в огород не только и не столько системы здравоохранения.

Что не так в российских школах?

Ни для кого не секрет, что основной причиной как физического, так и психического нездоровья детей является школа. При этом, обращают внимание эксперты, в заявлении Кекеладзе речь идет именно о психоэмоциональных нарушениях, так как мозговые дисфункции, нарушение адаптации, а не о психиатрических диагнозах.

В качестве объяснения причины психоэмоциональных нарушений у детей приводится весьма наглядное сравнение: в большинстве развитых стран установлена максимальная продолжительность рабочего дня взрослого человека, которая не превышает 8 часов, или максимум 40 часов в неделю.

Какова же учебная нагрузка на школьников? Количество уроков уже в 6 классе увеличивается до шести. В более старших классах – до семи. То есть ребенок проводит в школе не менее шести часов.

При этом он занят не одной работой, как мы с Вами, а постоянно переключается на разные предметы, разные виды деятельности. После школы ему необходимо сделать домашнее задание, которое отнимает от трех до пяти часов.

Если ребенок занимается дополнительно – музыкальная или художественная школа, секция, кружок – период его занятости увеличивается на срок от трех до четырех часов.

Простейшая арифметическая операция сложения открывает весьма пугающую картину: школьник среднего звена в течение дня может быть занят разными видами деятельности от девяти до двенадцати часов. В старшей школе ситуация может быть еще более удручающей.

То есть нагрузка на ребенка, с не полностью сформированной психикой, который  тратит большое количество энергии на рост и развитие, в среднем почти в 1,5 раза больше той нагрузки, которую испытывает взрослый человек. Специалисты считают данную ситуацию недопустимой.

Непосильная нагрузка в школе калечит детей

Наивно было бы полагать, что при такой нагрузке на детей и подростков мы не будем наблюдать те или иные виды психоэмоциональных нарушений.

Пока ситуация не столь катастрофична, как могла бы быть. Благодаря высокой пластичности детской психики школьники способны адаптировать к таким повышенным нагрузкам. Однако очевидно, что это не пройдет без последствий. На выходе из школы мы имеем огромное количество больных детей. К примеру: подавляющее большинство молодых людей не пригодны к воинской службе.

Не нужно думать, что соматические проявления никак не связаны с психоэмоциональной дисфункцией. Любая дисфункция, дисгармония в психоэмоциональном развитии ребенка приводит к расстройству тех или иных функций организма.

Таким образом, действующая в стране система образования создала базу для формирования полностью больного поколения.

Как помочь своему ребенку?

Как помочь ребенку справиться с все возрастающими нагрузками в школе и избежать негативных последствий?

Некоторые родители принимают решение о переводе ребенка на семейное образование. Такая форма обучения предусмотрена Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Учебный план при домашнем обучении позволяет организовать рабочее время ребенка максимально адаптировано под его психологические и физиологические особенности, сбалансировать время труда и отдыха.

С каждым годом число детей «домашников» в нашей стране неуклонно растет.

Однако для большинства родителей такой вариант решения проблемы является неприемлемым. Так как же помочь ребенку справиться с нагрузками? Несколько советов:
  1. Постарайтесь сократить внешкольную нагрузку ребенка. Если ребенок ходит в музыкальную или художественную школу, и Вы видите, что ребенок очень утомлен в конце дня, возможно необходим пересмотреть свои приоритеты в пользу здоровья ребенка отказавшись от дополнительного обучения.
  2. Ограничьте пребывание ребенка за компьютером или смартфоном. Установите время, в течение которого ребенок может, например, поиграть в компьютерные игры или посмотреть мультфильмы. Врачи не рекомендуют младшим и средним школьникам играть на компьютере дольше получаса.
  3. Следите за тем, что бы Ваш ребенок высыпался, ложился спать и вставал в одно и то же время.
  4. Если школьник мало двигается, не посещает спортивные кружки и секции, обеспечьте ему максимальную двигательную активность и пребывание на свежем воздухе: прогулки в парке, пикники и экскурсии за город.
  5. Садиться делать домашнюю работу лучше всего после 15 часов, когда в организме наблюдается повышение трудоспособности. Следите за тем, что бы ребенок не отвлекался на телевизор или телефон, а также делал 10-минутные перерывы после каждых 40 минут занятий.
  6. Всегда будьте готовы оказать помощь ребенку в выполнении домашней работы, поощряйте его за успехи. Это повысит его мотивацию и благотворно подействует на психоэмоциональное состояние ребенка.

В заключении мы хотели бы пообещать, что еще не раз вернемся к теме о том, как справиться с нагрузками в школе, как все успевать и при этом сохранить здоровье ребенка, а также к теме семейного образования. Подпишитесь на наши обновления, что бы не пропустить важную информацию.

Источник: https://womenpress.club/2016/11/12/shkolnye-nagruzki-ugroza-psihicheskomu-zdorovju-detej/

Психологические перегрузки (H)

Психологическая нагрузка и здоровье человека

Психологическая перегрузка представляет собой вызываемую работой чрезмерную или недостаточно интеллектуальную нагрузку. В анкете упомянуты общеизвестные источники усталости и стресса, которые являются общими почти для всех рабочих мест. Психологические нагрузки являются частью общей нагрузки, вызываемой трудом, при этом они являются существенной частью риска, подлежащего расчету.

H 1. Повторяющая однообразная работа. Постоянно повторяющаяся работа или однообразный труд (монотония) вызывают пресыщение и спад мотивации в труде. Вредные воздействия можно предотвратить с помощью перерывов и разнообразия трудовой деятельности.

H 2. Работа в одиночку или ночная работа. Работа в одиночку часто проводится в ночную смену. Для нее характерна также относительная изоляция. Работе в одиночку присущи, помимо высокого риска несчастного случая, также повышенная ответственность, проблемы дефицита информации, угроза насилия и т.п.

H 3. Продолжительное бодрствование. Требования непрерывного состояния бодрствования проявляются, например, при работе в диспетчерских, при обслуживании транспортных средств и т.п. Постоянное бодрствование вызывает утомление и ослабление способности сосредоточиться. Нагрузку можно уменьшить с помощью перерывов и рациональной организации труда.

H 4. Принудительный ритм работы. При работе с высоким ритмом работник не может следовать собственному ритму. Принудительный ритм работы вызывают механизмы, рабочие линии, процессы, иные трудовые факторы или слишком срочные графики работы.

H 5. Напряженность отношений между людьми. На напряженность человеческих отношений воздействует качество и объем межличностных контактов. Излишняя нагрузка при личных отношениях может проявляться при совместной работе или между работниками и лицами, находящимися вне рабочего места. Недостаток социальной поддержки также является фактором напряжения.

H 6. Спешка. Эпизодическая спешка может позитивно влиять на работника, но постоянная спешка или постоянно повторяющиеся пики спешки могут быть вредными с точки зрения как здоровья работника, так и его безопасности.

H 7. Слишком жесткие требование или цели. Слишком высокие и/или неопределенные требования и цели, а также ощущение плохого управления трудом создают напряжение. Требования и цели должны быть адекватными возможностям работника, его способностям и квалификации, а также его возможности самому воздействовать на трудовой процесс.

H 8. Отсутствие перспективы в продвижении. Труд, в котором у работника есть возможность многосторонне использовать свою квалификацию и иные способности, постоянно самосовершенствоваться и продвигаться по службе, считается моральным преимуществом.

H 9. Рабочий инструктаж и ознакомление с работой. Рабочий инструктаж означает инструктирование работника по выполнению его рабочим заданий.

Ознакомление с работой означает ознакомление нового работника с организацией и принципами работы на новом рабочем месте.

Хороший рабочий инструктаж и ознакомление являются существенной частью мер по предотвращению причинения вреда здоровью и безопасности работника.

H 10. Этапы работы, описание задач и ответственности. Работникам нужно объяснять, что входит в круг их рабочих заданий, за что они несут ответственность и как их индивидуальная работа связана с работой коллектива.

H 11. Рабочее время, сверхурочная работа и рабочие смены. Продолжительность рабочего времени определена законом о рабочем времени. О сверхурочной работе договариваются по месту работы.

H 12. Ненадежность трудовых отношений. Работа по срочному трудовому договору, частичная занятость, изменение в трудовых отношениях или угроза окончания трудового договора являются факторами психического перенапряжения работника.

H 13. Недостатки в руководстве работой или организации. Такие факторы, связанные с руководством, как недостаточное присутствие руководства, неравноправие его отношений с работниками, невыполнение руководством своих обязанностей и т.п. вызывают перенапряжение.

H 14. Нездоровая рабочая атмосфера. К ней относятся негативные факторы, влияющие на работу и деятельность группы, на рабочую атмосферу, стиль руководства начальства, отношения между работниками, порядок организации труда и т.п.

H 15. Недостаточность информации. К ней относятся недостатки в оповещении работников по вопросам, связанным с работой, производственной средой и делами предприятия, а также неудовлетворительная реакция на проблемы, возникающие как между работниками, так и работниками и руководством.

H 16. Угроза насилия. Под насилием на рабочем месте подразумевается физическое насилие, испытываемое в связи с работой, или угроза такого насилия. Насилие может проявляться как на рабочем месте, так и вне его (насильники клиенты, больные и т.п.)

H 17. Неделовые формы обращения. Неделовым обращением бывают, например, моральное давление, оскорбление, вывод из коллектива или назначение на работу вне бригады или группы. К нему также относится дискриминация или сексуальные домогательства.

H 18. Отсутствие социальной поддержки. Под социальной поддержкой понимается информационная поддержка (советы, предложения или переоценка ситуации), материальная поддержка (практическая помощь), оценка (положительная оценка работы и способностей работника), а также моральная поддержка (желание помочь, доверительность, проявление симпатии, выслушивание и ободрение).

H 19. Отсутствие возможностей воздействия. Возможности воздействия касаются права работников высказываться и самостоятельно решать вопросы, относящиеся к их работе. Право высказываться можно связать, например, с организацией труда, трудовым ритмом, методами труда, с приобретением технических устройств и разделением труда.

Определение величины риска

Риски, вызываемые психологической перегрузкой или недогрузкой, можно определить с помощью частоты случаев ситуаций нагрузки и вреда, ими вызываемого.

Таблица 14. Определение величины рисков, вызываемых психологической нагрузкой

Вероятность

Последствия

Легкие

Усталость, суета, случайное отсутствие

Средней тяжести

Низкая способность концентрации и работы, беспомощность и беспокойство, повторяющиеся отсутствия

Тяжелые

Безнадежность, сильная депрессия, постоянные отсутствия

Малая

Случайные ситуации опасности и нагрузки, проявляются редко или непродолжительное время

1 Малозначимый риск

2 Малый риск

3 Умеренный риск

Средняя

Ситуация опасности и нагрузки возникает постоянно или на некоторое время

2 Малый риск

3 Умеренный риск

4 Значительный риск

Высокая

Ситуации опасности и нагрузки постоянны, вредное воздействие замечено. Нагрузка стабильная

3 Умеренный риск

4 Значительный риск

5 Недопустимый риск

Например: У группы, выполняющей сборочную работу, за полгода значительно вырос объем работы. Группа постоянно перерабатывает. Рабочая атмосфера и единый дух портится. Какова величина риска вызываемого данной проблемой?

Фактор опасности:

Слишком тяжелые требования и цели.

Описание опасной ситуации:

Работники не способны выполнять объем работы в пределах нормального рабочего времени, имеет место постоянная переработка.

Последствия:

Вредные (спад мотивации труда, плохая атмосфера).

Вероятность:

Средняя (состояние длится 6 месяцев)

Уровень риска

3

Мероприятия по управлению рисками психологических перегрузок

Психологическому благополучию можно содействовать, например, с помощью следующих мероприятий:

1. У всего персонала одинаковый взгляд на цели и задачи общего труда.

2. Разделение труда справедливое и четкое.

3. Персонал знает свои задачи и ответственность.

4. Возможность персонала воздействовать на свой труд.

5. Оповещение открытое и разностороннее.

6. От работы можно получить отдачу и поддержку.

7. Взаимодействие начальства и персонала открытое и доверительное.

Источник: http://ohrana-bgd.ru/risk/risk1_14.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.