Психологические проблемы дошкольного возраста и детей в школе

Содержание

Распространенные психологические проблемы детей дошкольного возраста

Психологические проблемы дошкольного возраста и детей в школе

Многие  родители дошкольников очень трепетно относятся к тем «симптомам» в поведении своего чада, которые могут быть признаками психологических проблем ребенка.

Это приводит к тому, что подозрение вызывают даже вполне допустимые поведенческие реакции, такие как привязанность к маме у полугодовалого малыша и нежелание делиться игрушками с незнакомыми детьми у трехлетки.

С другой стороны, часто складывается и противоположная ситуация: карапуз демонстрирует очевидные признаки психологических проблем (до паники боится пустых комнат, к примеру), но папа и мама не обращают на это особого внимания, считая это поведением избалованного ребенка.

Какое же поведение детей дошкольного возраста можно считать вариантом нормы, а какие признаки должны стать для родителей сигналом явных проблем? Во многом это определяется возрастом ребенка и, соответственно, особенностями его развития.

Жалобы родителей: чрезмерная возбудимость ребенка, беспокойство, привязанность к маме

Варианты нормы: в этом возрасте значительная часть поведенческих симптомов, столь беспокоящих родителей (если они не связаны с серьезным неврологическим расстройством или с проблемами внутриутробного развития, тяжело протекающими родами и т.д.

), обусловлены особенностями темперамента ребенка. Такие черты, как возбудимость, тревожность, считаются вариантом нормы.

Другое дело, что неправильное поведение родителей, в первую очередь мамы (например, игнорирование плача, попытки отучить ребенка от рук, агрессия) может привести к настоящим нервным расстройствам у малыша.

Как вести себя с ребенкомв этом возрасте: специально корректировать их не нужно, но снять остроту проявлений поможет правильный подход к воспитанию детей до года: максимум тактильного контакта мамы и ребенка, удовлетворение эмоциональных потребностей малыша.

Что реально должно вызвать беспокойство родителей: если ребенок не проявляет интереса к окружающей среде, если его развитие сильно замедлено по сравнению со сверстниками, если он неуравновешен и не успокаивается даже у мамы на руках.

Жалобы: агрессивность, жадность, страхи, нежелание ребенка контактировать со сверстниками

Варианты нормы: как правило, все эти признаки в этом возрасте проявляются у всех детей в той или иной степени.

Агрессия и детские истерики — нормальная форма выражения ребенком своих желаний, вступающих в противоречие с требованиями окружающих или с собственными возможностями. Чем раньше ребенок с помощью родителей овладеет навыками самоконтроля, тем быстрее эти проявления пойдут на убыль.

Жадность связана с процессом формирования самосознания.

Ведь ребенок создает образ своего «я», не только идентифицируя себя с определенными качествами и переживаниями; большую роль в развитии личности на первых порах играет также «присвоение» себе определенных объектов («я — мальчик, меня зовут Ваня, мне три года, я добрый, у меня есть папа, мама, три машинки и железная дорога» — вот совершенно нормальная форма самоидентификации малыша). Если не требовать у него целенаправленного отказа от дорогих ему вещей (чтобы он обязательно делился с другими детьми и т.д.), он быстро перерастет эту стадию.

Страхи — результат активного развития разнообразных психических функций и приобретения ребенком нового опыта. При должной поддержке со стороны родителей редко перерастают в фобии и навязчивые состояния.

В то же время повторяющиеся пугающие образы, постоянные кошмары однозначно говорят о том, что потребность ребенка в безопасности не удовлетворяется (плюс есть какие-то объективные проблемы, которые тяготят малыша), и нужно обратить на ситуацию особое внимание.

Застенчивость и нежелание общаться могут быть проявлением природной осторожности и недостаточного (в силу возраста) развития коммуникативных навыков. «Лечатся» расширением «сети контактов», возможно, стоит пересмотреть образ жизни ребенка и всей семьи (сложно предположить, что малыш научится общаться, если он весь день сидит с бабушкой дома и смотрит телевизор).

Как вести себя с ребенком в этом возрасте: в подавляющем большинстве случаев проблемы в поведении у детей этого возраста — реакция на неблагоприятную ситуацию в семье, на неправильные воспитательные методы.

Так, агрессивность и жадность могут быть связаны с тем, что ребенку в семье уделяется очень мало внимания и эти качества вырабатываются у него с установкой на то, чтобы «брать силой» то, что ему не дает окружение. Тревожность и чрезмерная застенчивость, с другой стороны, бывают результатом агрессивности родителей.

Проанализируйте ситуацию в семье, при необходимости обратитесь за консультацией к детскому психологу.

Что на самом деле должно вызвать беспокойство:

Тревогу стоит бить в том случае, если проявления этих качеств заметно тормозит разные аспекты развития и социализации ребенка.

К примеру, он отбирает игрушки у всех детей без разбору, постоянно дерется и неспособен наладить контакт социально допустимыми способами, если из-за страхов ребенок просыпается и плачет каждую ночь (а не эпизодически).

Также ваше внимание обязательно должны привлечь следующие «симптомы»: ребенок не реагирует на родителей (проблема в формировании первой привязанности к взрослому); круг его интересов предельно  «сужен» (например, его интересуют только мультики или машинки).

Жалобы: ребенок обманывает, вредничает, делает все назло, болезненно застенчив или, наоборот, чересчур самоуверен, ничем не интересуется, «залипает» на мультики (фильмы, компьютер)

Варианты нормы: у ребенка активно идет процесс формирования личности, и значительная часть проблем может быть связана с этим.

Нарочитое непослушание: малыш пытается определить границы своего «я», и все, что он считает посягательством на эти границы, воспринимается им «в штыки».

Проблемы, связанные с неверно сформированной самооценкой ребенка. Сюда могут относиться и проявления завышенной самооценки (высокомерие) и заниженной (неуверенность, застенчивость).

Естественно, самооценка возникает не из ниоткуда — ее формирует окружение, в первую очередь родители.

Проанализируйте, насколько корректно вы общаетесь со своим чадом, не сравниваете ли его постоянно с другими детьми.

Зависимости (от мультиков, телевизора, компьютерных игр). Проблема, опять, же, в первую очередь самих родителей, а не детей: дурные привычки являются результатом неправильно выстроенного режима дня ребенка. Корректируются изменением образа жизни карапуза (прогулки, занятия в развивающей школе и т.д.)

Детская лживость — отдельная и очень сложная тема.

Причинами ее может быть как чрезмерно развитое воображение ребенка (есть малыши, которые достаточно долго не умеют отделять фантазию от реальности), так и недоверие к родителям, страх перед ними, опять же, проблемы с самооценкой (если ребенок с низкой самооценкой хочет заработать «социальный капитал» и рассказывает небылицы о себе сверстникам, чтобы самоутвердиться).

Как вести себя с ребенком в этом возрасте: привыкайте относиться к своему ребенку не только с любовью и заботой, но и с уважением. Уважайте его достоинства и недостатки, точку зрения — все, что и составляет понятие «индивидуальность».

С вниманием относитесь к тому, как строится его общение: его поведение может стать индикатором психологических проблем (к примеру, если он пытается любыми средствами заслужить их расположение, это может быть показателем того, что вы дарите ему недостаточно любви).

Многие проблемы достаточно просто решить сейчас (самим или с участием специалиста), а не ждать, когда они в более опасной форме и с удвоенной силой проявятся в подростковом возрасте.

Что на самом деле должно вызвать беспокойство: опять же, отдаление ребенка от родителей, болезненная застенчивость, постоянное и нарочитое вредительство (ребенок знает, что ломать папин телефон нельзя, но продолжает это делать), жестокость и агрессивность.

Также читайте:

Источник: https://detyvradost.ru/rasprostranennyie-psihologicheskie-problemyi-detey-doshkolnogo-vozrasta/

Психологические проблемы детей дошкольного возраста: кризис у детей 7 лет

Психологические проблемы дошкольного возраста и детей в школе

Психологические проблемы детей дошкольного возраста: кризис 7 лет возникает приблизительно за год или пол-года до начала школьного обучения. Несмотря на то, что кризисные моменты ребенка всегда замечаются родителями, кризис 7 лет порой проходит тихо и незаметно.

Многие родители, несмотря на то, что хорошо запоминают кризисы 3-х лет, или переходного возраста, кризис 7 лет отмечают как спокойный. Но не всем так везёт.

Те родители, чей ребенок всё-таки более сложно переносит кризис 7 лет, отмечают появление беспокойства, нервозности. На каждом этапе жизни ребенок может злиться…

Это связано с тем, что жизнь ребенка разделяется на внутреннюю (психологическую) и внешнюю.

Теперь импульсивных действий становится меньше, потому что устанавливается более чёткая связь между внутренней мотивацией и поступками ребенка.

Другими словами, во время кризиса 7 лет в действиях ребенка появляется некая смысловая ориентировка, и ему вне зависимости от своих желаний приходится стать взрослее.

Иным становится и отношение ребенка к взрослым. Если раньше он вел себя примерно одинаково как с родными и знакомыми, так и с чужими людьми, не разделяя их для себя, то сейчас он уже может строго разделить, кто свой, а кто чужой, и скорректировать своё поведения по отношению к разным людям, а также создать различное представление о разных людях.

Проблемы поведения детей дошкольного возраста

Ещё одной проблемой поведения детей дошкольного возраста,  одним симптомом начала кризиса 7 лет является хитрость как нарушение привычных установлений или требований родителей в скрытой форме и намеренное создание ситуаций, в которых ребенок может извлечь некоторую выгоду для себя. Это, как правило, носит игровой характер и является шуткой, а не серьёзным проступком.

Например, вместо мытья рук перед едой ребенок или вообще не моет их, или идет в ванную, проводит там некоторое время, затем выходит к столу, так и не вымыв рук. Может также поиграть с водой и выйти с мокрыми (но грязными) руками, демонстративно показывая их матери. Если мать упрекает его за это, он говорит, что забыл, возвращается в ванную и моет руки.

Если у малыша есть братья или сестры – эта хитрость часто, прежде всего, направлена на взаимоотношения с ними, а потом уже на взаимоотношения с родителями.

Один из наименее часто встречающихся симптомов – это неадекватная реакция на критику родителей.

Дело в том, что ребенок, делая что-то, рассчитывает на похвалу родителей, а когда он ее не получает – он может очень бурно отреагировать: плакать, обвинять родителей в непонимании и т.д.

Ещё одним симптом начала кризиса 7 лет является то, что ребенок может начать задавать общие вопросы, то есть не привязанные к конкретному событию и ежедневной жизни.

Ключевыми темами становятся: политика, происхождение планет, жизнь на Земле и других планетах, эволюция живого, жизнь в других странах, морально-этические вопросы (на примере виденных фильмов), порой затрагиваются даже семейные связи.

Всё это свидетельствует о расширении сферы интересов ребенка на 7 году жизни, его стремлении узнать что-то новое о мире и найти свое место в нем. Причём взрослый в такого рода беседе выступает для ребенка экспертом, а сам ребенок обнаруживает свои способности к анализу.

Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста

Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста, возможность делать что-то без помощи взрослого, самостоятельный выбор сферы деятельности. Например, ребенок в это период с удовольствием стирает свои вещи, ходит за хлебом – одним словом, участвует в той деятельности, в которой ранее он не участвовал, часто отказываясь от того, чем он увлекался раньше.

Причём, как правило, если его попросить о чем-то – ребенок заупрямится и не сделает или сделает с неохотой, а вот если идея чего-то возникла у лично него – малыш наверняка сделает это с превеликим удовольствием!
Новой потребностью ребенка в этот период становится уважение.

Детям в этот момент просто необходимо чувствовать, что его уважают, относятся к нему, как к взрослому и признают его независимость. Если эта главная потребность в общении с 7-летним ребёнком будет проигнорирована, то понимания в отношениях с ним ждать уже не приходится.

Самой существенной чертой кризиса ребенка 7 лет можно назвать начало процесса разделения внутренней и внешней стороны личности ребенка, который рождает множество новых для него переживаний и, следовательно, определенные изменения в поведении и взаимоотношениях с окружающим миром.

Детский кризис 7 лет, как помочь ребенку справиться с переживаниями

Особенности переживаний ребенка, сопутствующих детскому  кризису 7 лет и как помочь ребенку справиться с переживаниями  заключаются в следующем:

— переживания становятся осмысленными, то есть ребенок начинает понимать значение выражений: «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», может осознанно ориентироваться в собственных переживаниях;

— в результате осмысления своих переживаний ребенок может почувствовать какую-то борьбу между ними, что также выразится в беспокойстве.

— ребенок свято верит, он автоматически стал взрослым и вправе требовать к себе соответствующего отношения. С этим связано и новообразование в психологии 7-летнего ребенка, получившее название «внутренней позиции школьника».

Что это значит? Вообще, это новообразование начинает формироваться в среднем с 5-летнего возраста: сначала дети мечтают о школе, о том, как они буду заниматься в школе по-настоящему серьёзными делами, а ближе к 7 годам у них возникает реальная потребность в получении новых знаний и поступлении в школу.

Сформированность внутренней позиции школьника

Сформированность внутренней позиции школьника проходит несколько этапов:
1) В 6 лет у ребенка появляется желание пойти в школу, но оно пока направлено только на внешнюю форму, без учёта содержательного момента школьной жизни.

Другими словами, малышу нравится слушать рассказы о школе, ему интересно, есть ли там форма, как организуются уроки и перемены, внешние атрибуты школы. Но эта позиция, по сути, ещё дошкольная – ребенок не думает об обязанностях, которые на него налагает школа, не думает об обязательном изменении своего распорядка дня и т.д. Для него важна только внешняя форма.

2) Чуть позже ребенок уже учитывает и содержательные моменты школьной жизни, но, в основном, его внимание направлено на социальные аспекты, а не на учебные. Другими словами, школа привлекает ребенка возможностью завести новые знакомства, возможностью быть «как все» (ведь общество говорит, что всем надо учиться в школе), а не чему-то научиться.

3) Во время кризиса 7 лет у ребенка уже начинает появляться настоящая «позиция школьника», выражающаяся не только в социальной, но и в учебной заинтересованности. Но полностью эта позиция формируется только к восьми годам.

Во время кризиса 7 лет, как вы уже могли понять, идет активное развитие мотивационной сферы, возникают новые мотивы поведения, особое значение среди которых занимают мотивы, побуждающие ребенка идти в школу

Кризис 7 лет : советы родителям по воспитанию детей

Итак, несколько ценных советов по воспитанию ребенка в период кризиса 7 лет и организации общения с ним.

— «включая» тон приказа и назидания по отношению к ребенку в этом возрасте, Вы ровным счетом ничего не добьетесь в деле налаживания взаимоотношений со своим ребенком;- если Вы чувствуете, что скандалы с ребенком становятся все чаще и чаще — отдохните друг от друга;
— сохраняйте большую долю оптимизма и юмора в общении с ребенком;

— старайтесь всегда позитивно оценивать своего ребенка – и его самого как личность, и его поступки.

Если Вы указываете на ошибки ребенка, проанализируйте вместе причины этих ошибок и обсудите способы по их исправлению и выразите уверенность, что у него всё получится;
— старайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, тепла, ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него;

— придумывайте для детей специальные задания, игры-задания, различные поручения, «свои» дела. Занимайте их продуктивными видами деятельности — делайте с ними различные поделки, оценивайте результаты, хвалите их. Во время занятий делайте больше пауз, направленных на смену видов деятельности: например, физкультминутка, музыкальный перерыв;

— давайте ребенку больше заданий, связанных с развитием творческой инициативы, воображения и фантазии.

Кризис 7 летЭто будет стимулировать знаковую функцию – важнейшую предпосылку перехода к учебной деятельности;
— в общении с ребенком не забывайте о тихих беседах перед сном, вечерних разговорах, обсуждениях дневных событий. Старайтесь проявлять внимание к внутреннему миру ребенка, разговаривать с ним, как со взрослым;

— если ребенок капризничает, не надо вступать с ним в пререкания, навязывать своё мнение, угрожать наказаниями. Лучше взять тайм-аут и на время прекратить общение, а потом просто не вспоминать о произошедшем. Полезно создавать такие ситуации, где хорошее поведение было бы самоцелью (устроить «день послушания» и провести его без единого замечания, «день добрых дел», «день вежливости» и др.).

Можно завести «тетрадь по поведению», где в 2 колонки разным цветом записывались бы плохие и хорошие поступки за неделю, а в конце недели подводить итоги. Но эту тетрадь ни в коем случае нельзя использовать, чтобы шантажировать ребенка;

— полезными будут задания, направленные на формирование самостоятельности, умений принимать решения, самоконтроля.
Итак, психологические проблемы детей дошкольного возраста: кризис 7 лет возможно преодолеть придерживаясь вышеизложенных рекомендаций.

Источник: https://www.fleuralpine.ru/

Источник: https://samosov.ru/psikhologicheskie-problemy-detey-doshk/

Психологические проблемы детей, ребенка: проблемы, причины, конфликты и трудности. Советы и разъяснения детских врачей

Психологические проблемы дошкольного возраста и детей в школе

Если у ребенка (детей) психологические проблемы, то причины следует искать в семье. Отклонения в поведении детей часто являются признаком семейных неурядиц и проблем.

Какое же поведение детей можно считать нормой, а какие признаки должны насторожить родителей? Во многом проблемы психологического характера зависят от возраста ребенка и особенностей его развития.

В статье пойдет речь о проблемах психологического здоровья у детей, о том, как родителям вести себя с ребенком и когда следует бить тревогу.

Причины возникновения проблем у ребенка

Часто психологические проблемы у ребенка (детей) возникают при отсутствии теплых, близких и доверительных отношений с ним.

Также «трудными» дети становятся, если родители требуют от них слишком многого: успехов в учебе, рисовании, танцах, музыке. Или если родители слишком бурно реагируют на шалости малыша, строго наказывают его.

Следует отметить, что с трудностями в воспитании сталкиваются все семьи.

Ошибки, которые допускают родители в воспитании, позже могут оказать сильное влияние на жизнь человека. И не всегда удается их полностью устранить.

Виды психологических проблем

Часто неправильное поведение ребенка просто соответствует определенному возрасту и периоду его развития. Именно поэтому к этим трудностям нужно относиться спокойнее. Но если они не проходят продолжительное время или усиливаются, родителям необходимо принять меры. Самые распространенные психологические проблемы у детей (ребенка), с которыми сталкиваются многие родители:

  • Агрессивность – она может проявляться по-разному. Ребенок может стать грубым, часто переходить на крик, драться со сверстниками. Родителям нельзя не обращать внимания на слишком агрессивное проявление эмоций у малыша. Иногда такое поведение является протестом против запретов и правил, принятых в семье и обществе. Агрессивные дети очень часто беспокойны и напряжены. Им трудно общаться со сверстниками, они не способны находить компромисс. С ребенком нужно поговорить откровенно и объяснить последствия такого поведения.
  • Приступы злости – часто проявляются у совсем маленьких детей. Они злятся из-за какой-то мелочи, у них начинается истерика, они падают на пол. При таком поведении ребенка родителям нужно вести себя спокойно, игнорировать его поведение, а лучше всего на время оставить его одного.
  • Ложь и воровство – очень часто родители впадают в панику, когда обнаруживают, что ребенок врет или ворует. Им трудно понять, почему он так поступает, они боятся, что он станет преступником. Но за такими поступками часто кроется желание привлечь к себе внимание. При этом ребенка устраивает внимание родителей и в виде наказания, и в виде ласки. Кроме того, иногда ложь или воровство являются испытанием границ дозволенного. То есть это своего рода эксперимент, который проводит ребенок, чтобы выяснить границы разрешенного.
  • Недержание мочи или кала. Большинство детей полностью начинают контролировать работу кишечника и мочевого пузыря примерно к 4 годам. Но если к этому периоду ребенок не просится на горшок, это признак отклонения. При этом недержание мочи встречается чаще, чем кала. Недержание связано с неспособностью контролировать свои физиологические процессы. В первую очередь нужно выяснить, не связано ли это с анатомическими проблемами или патологиями. Если нет, то можно говорить о психологическом факторе. Как правило, это недостаток любви, излишняя строгость родителей, недостаток понимания.
  • Гиперактивность. Чаще всего эта проблема характерна для мальчиков. Таким детям свойственна невнимательность, они не слушают преподавателя на занятиях, часто и легко отвлекаются, никогда не завершают то, что начали. Они импульсивны, не умеют сидеть на месте. Такое поведение ребенка отражается как на социальном, психическом, эмоциональном, так и на умственном развитии. Причины этой психологической проблемы детей до конца не изучены. Долгое время гиперактивность связывали с плохим воспитанием, раздражительностью, неблагополучной обстановкой в семье. Некоторые ученые относят гиперактивность к социально-психологическим проблемам детей. Однако в результате исследований доказано, что эта психологическая проблема обусловлена биологическими причинами и неблагополучной средой. Для коррекции данной проблемы назначают лекарственные препараты, в тяжелых случаях проводят более углубленное лечение.
  • Проблемы с питанием проявляются в отсутствии аппетита. Отказ от пищи – это способ обратить на себя внимание, иногда это связано с неблагоприятной обстановкой за столом, если ребенка в этот момент постоянно воспитывают или критикуют. Если у него отсутствует аппетит, а его заставляют кушать, то у него может возникнуть отвращение к пище, в самом запущенном случае может развиться анорексия.

Другой стороной проблемы с питанием является ситуация, когда пища превращается в единственное занятие, которое приносит удовольствие. В этом случае ребенок набирает лишний вес, ему сложно контролировать процесс употребления пищи, он ест постоянно и везде.

  • Трудности в общении. Некоторые дети очень любят одиночество, у них совершенно нет друзей. Как правило, такие детки неуверенны в себе. Если ребенок долгое время не контактирует со сверстниками, ему нужна психологическая помощь. Дети, имеющие психологические проблемы, часто склонны к депрессиям.
  • Физические недомогания. Есть дети, которые постоянно жалуются на боли, при этом врачи утверждают, что они абсолютно здоровы. В этом случае причины частых недомоганий – психологические. В семье, где кто-то тяжело болеет, дети присваивают себе некоторые симптомы болезни родственника. В этом случае ребенка нужно успокоить и объяснить, что если кто-то болеет, это не значит, что и он заболеет. Иногда у слишком мнительных родителей вырастают дети-ипохондрики, они очень ярко реагируют даже на самую слабую боль, а родители их начинают окружать чрезмерной заботой и опекой.
  • Побег из дома – это серьезная психологическая проблема, которая говорит об отсутствии теплых отношений и понимания в семье. Взрослые должны проанализировать ситуацию и задуматься, почему происходит побег. После того как ребенок вернулся, не нужно его наказывать, лучше окружить заботой и лаской и откровенно поговорить о том, что его тревожит.

В этот период развития ребенка очень частыми являются следующие проблемы: беспокойство, чрезмерная возбудимость, сильная привязанность к маме.

В это время большинство поведенческих симптомов связаны с темпераментом ребенка. Поэтому возбудимость, тревожность, эмоциональность считаются вариантом нормы. Но если родители начинают вести себя неправильно, например игнорировать плач, отлучать ребенка от рук, проявлять агрессию, то у малыша могут развиться настоящие расстройства.

Родителей должно насторожить, если малыш не проявляет интерес к окружающим его предметам, если его развитие замедлено, если он не уравновешен, не успокаивается даже у мамы на руках.

Как вести себя с ребенком: чаще прикасаться к малышу, обнимать и целовать его, удовлетворять его эмоциональные потребности.

Проблемы у детей с года до 4 лет

В этот период распространенными психологическими проблемами у детей являются жадность, агрессивность, страхи, нежелание контактировать с другими детьми. В норме все эти признаки встречаются у всех детей.

Что должно насторожить родителей: если эти признаки заметно тормозят развитие и социальную адаптацию ребенка, если ребенок не реагирует на родителей, круг его интересов сильно сужен (например, интересуется только мультиками).

Отклонения от нормы психологического развития детей связано с неблагополучной ситуацией в семье и неправильным воспитанием. Агрессивность или жадность могут быть связаны с тем, что ребенку мало уделяют внимание в семье. Тревожность и застенчивость связаны с агрессивным поведением родителей.

Как вести себя с ребенком: необходимо проанализировать ситуацию и отношения в семье, при необходимости следует посетить детского психолога.

С 4 до 7 лет

Самыми распространенными психологическими отклонениями этого периода жизни детей являются ложь, болезненная застенчивость, чрезмерная самоуверенность, незаинтересованность ни в чем, привязанность к мультиками (фильмам, компьютеру), частое проявление вредности и упрямства.

Это нормально – если психологические проблемы детей дошкольного возраста связаны с формированием личности и характера.

У родителей должно вызвать беспокойство: отдаление ребенка от мамы и папы, слишком болезненная застенчивость и стеснительность, нарочитое вредительство, агрессивность и жестокость.

Как вести себя с ребенком: относиться к нему с любовью и уважением. Относиться внимательно к его общению со сверстниками.

Психологические проблемы у детей (ребенка) школьного возраста

Когда ребенок идет в школу, одни проблемы сменяются другими. Те проблемы, на которые родители не обратили внимания, укрепились и усугубились с возрастом. Поэтому к любым трудностям нужно относиться серьезно и стараться преодолеть их. Самые распространенные психологические проблемы детей в школе, которые следует вовремя заметить и справиться с ними:

  • Страх перед школой, прогулы уроков – чаще всего проявляется у младших школьников, когда ребенок адаптируется к школе. Часто дети не могут привыкнуть к новой обстановке, коллективу. Нежелание ходить в школу может быть вызвано боязнью какого-то предмета, учителя, сверстников. Иногда ребенок не может выполнить домашнее задание и боится получить плохую оценку. Чтобы избежать страха перед школой, следует готовить к ней ребенка заранее. Если проблема все-таки возникла, нужно поговорить с ним, выяснить, чего он боится. Но не стоит быть излишне строгими и требовательными, следует установить контакт с ребенком.
  • Издевательства сверстников. К сожалению, это очень актуальная проблема современных школьников. Когда ребенка постоянно унижают, издеваются над ним, у него возникает депрессия, он становится уязвимым, замкнутым или проявляет вспышки агрессии, ярости. При этом очень часто родители не догадываются, что происходит, и списывают странности поведения на трудности подросткового возраста. Если у ребенка возникла такая проблема, то это может быть связано с заниженной самооценкой или отсутствием друзей. Нужно помочь ему стать увереннее в себе, всегда разговаривать с ним на равных, привлекать к решению семейных проблем, всегда прислушиваться к его мнению. Чаще ходить в школу, предупредить учителей о имеющейся проблеме – ее нужно решать совместно. В случае необходимости нужно обратиться к детскому психологу. Если ничего не помогает, нужно сменить школу. В данном случае это не бегство от проблемы, это решение ее быстрым способом. У ребенка появится шанс изменить себя и отношение к себе в новом коллективе.
  • Плохое отношение учителей. Иногда они выбирают ученика, на котором постоянно отыгрываются. Нельзя мириться с ситуацией, когда за счет ребенка взрослые решают свои собственные психо-эмоциональные проблемы. Это может спровоцировать развитие серьезной психологической травмы. Самый эффективный путь решения проблемы – поговорить с учителем и выяснить причину такого отношения к ребенку. Если после разговора ничего не изменилось, следует перевести подростка в другую школу.

Как предотвратить появление психологических проблем: воспитание детей

Чтобы предотвратить возникновение проблем психологического характера у детей, необходимо разговаривать с ребенком обо всем, что его тревожит, постоянно предлагать свою помощь и защиту. Чем раньше будет выявлена проблема, тем легче ее решить и не допустить развития серьезного комплекса.

Следует внимательно понаблюдать, как общается ребенок со своими сверстниками. Его общение и поведение могут многое рассказать о наличии проблемы и ее характере. Например, если ребенок всеми силами хочет заслужить расположение сверстников, это свидетельствует о недостаточности любви, теплоты и внимания к нему.

Кроме того, следует всегда помнить, что каждый ребенок индивидуален, обладает своими чертами характера, эмоциональными чертами, которые следует учитывать в процессе воспитания. Нужно уважать его, любить таким, какой он есть, со всеми недостатками и достоинствами.

Необходимы ли наказания?

Сложно однозначно утверждать, что наказывать детей нельзя. Но наказания не должны превращаться в побои, постоянную демонстрацию нелюбви или злости. Наказание должно быть правильным, справедливым, целесообразным. Кроме того, воспитание и наказания должны быть последовательными. То есть нельзя наказывать за то, на что в другое время не обращалось внимания.

Вместо заключения

Нарушение психики связано с отсутствием внимания, строгими наказаниями, постоянным чувством страха перед родителями; оно проявляется в то время, когда ребенок начинает осознанно воспринимать все окружение. В период полового созревания психологические проблемы детей связаны со стремлением к самостоятельности, с общением со взрослыми.

Источник: https://FB.ru/article/381284/psihologicheskie-problemyi-detey-rebenka-problemyi-prichinyi-konfliktyi-i-trudnosti-sovetyi-i-razyyasneniya-detskih-vrachey

Психологические проблемы детей дошкольного возраста

Психологические проблемы дошкольного возраста и детей в школе

Определение 1

Психологические проблемы дошкольников – это осложнение психического развития ребенка, оказывающее негативное влияние на его социально-психологическую адаптацию.

В раннем возрасте межличностные отношения дошкольника сводятся к узкому семейному кругу. Затем, поступив в дошкольное учреждение, ребенок начинает осваивать сферу общения со сверстниками. При этом, отношения с родителями сохраняются в качестве наиболее значимых отношений.

В детском учреждении кроме сверстников во взаимоотношения включается воспитатель.

В дошкольном возрасте вместе с познавательным и личностным развитием идет качественное изменение прежних связей. Происходит перестройка отношений между ребенком и родителями, перестраивается взаимодействие с другими членами семьи.

По сравнению с ранним детством, принципиально иной становится сфера деятельности – дошкольник осваивает сюжетно-ролевую игру, рисование, конструирование и др.

В общении дошкольник осваивает более сложные формы деятельности– внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную, постепенно складывается целая система новообразований, которые в онтогенетическом процессе имеют фундаментальное значение.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В дошкольном возрасте идет интенсивное развитие таких психических функций, как внимание, память, речь, восприятие, закладываются общие основы познавательных способностей. В этот период есть уникальные возможности для развития функции и воображения, которые являются основой творческой активности.

В личностной сфере идет формирование структуры мотивов и потребностей, самооценки, элементов волевой регуляции поведения, усваиваются нравственные его нормы.

Дошкольники в возрасте 3-4 лет переходят от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, в словарном запасе имеют более 1000 слов, имеют непроизвольный характер внимания и памяти.

У старших дошкольников активизируются творческие способности, внимание и память становятся произвольными. У них более стабильны эмоциональные реакции, формируется совесть, чувство долга, твердо усваиваются правила поведения в обществе.

Старшие дошкольники уже имеют понятие о добре и зле, дружбе и любви. Их психологические особенности характеризуются развитием познавательных интересов, которые выходят на первый план.

Детей старшего дошкольного возраста называют маленькими «почемучками», желающими понять устройство мира. Взрослым важно поддержать эту любознательность, чтобы в дальнейшем она трансформировалась в любовь к знаниям и интерес к учебе.

В дошкольном возрасте закладываются и серьезные будущие проблемы. Совершенно справедливо в этом плане замечание А.В. Запорожца о том, что если эмоциональные и интеллектуальные качества в раннем детстве не получают должного развития, то в дальнейшем преодолеть эти недостатки дело трудное, а иногда и невозможное.

Психологические проблемы дошкольников

Развитие ребенка в дошкольном возрасте идет очень быстро, круг его интересов становится шире и растет с каждым днем.

Изменения происходят не только на физическом уровне, но и на психологическом, эмоциональном, интеллектуальном. Маленький человек учится взаимодействовать с окружающим его миром, становится личностью.

Однако данный этап развития сопровождается трудностями, потому что психика ребенка к глобальным переменам ещё не готова, а это приводит к психологическим проблемам и проблемам со здоровьем.

Психологическое развитие дошкольника имеет свою специфику:

  • идет быстрое творческое развитие;
  • усложняются способности восприятия информации;
  • происходит осознанное личностное становление;
  • развивается речь, моторика, координация;
  • развивается рациональное мышление, способность делать выводы;
  • устанавливаются доверительные отношения с родителями;
  • формируется понимание своих желаний, целеустремленности;
  • проявляется интерес к новому.

В дошкольном возрасте психологические проблемы не ограничиваются отклонением поведения от нормы.

На основании проведенных исследований, была принята классификация психологических проблем, возникающих у дошкольников, в связи с ней специалисты выделяют ещё целый ряд проблем:

  • проблемы интеллектуального развития – неумение концентрироваться и усваивать материал;
  • эмоциональные проблемы – повышенная возбудимость, апатия, раздражительность, тревога, появление фобий;
  • поведенческие проблемы – грубость, агрессия, обман;
  • проблемы неврологического характера – потеря аппетита, расстройство сна, быстрая утомляемость, нервные движения;
  • проблемы общения – стеснительность, замкнутость, излишняя чувствительность, попытка быть лидером.

Психологи считают, что любая из этих проблем в будущем может стать причиной психических нарушений. Важно вовремя выявить эти причины и найти способы их устранения.

Так, например, причиной обмана могут быть различные факторы, включая авторитарный стиль воспитания, недоверие. Причина неподчинения взрослым связана с поиском своего «Я».

При некорректном общении родителей с ребенком – это может быть унижение, сравнение с чужими детьми, критические замечания – нарушается его самооценка.

У малыша, если от него очень многого ждут, может появиться тревога, чувство страха за неспособность оправдать надежды родителей.

Замечание 1

Все психологические нарушения легче предупредить, нежели потом исправлять. Для этого ребенка надо просто любить, общаться с ним на равных, заботиться о нем, уважать его мнение, играть с ним. Чтобы маленький человек чувствовал себя счастливым, лучше адаптировался в современном мире и решал, свойственные его возрасту задачи, ему важно иметь о себе положительное представление.

Психологические проблемы в области взаимоотношений

В связи с возрастными или индивидуально-психологическими особенностями многие дошкольники испытывают определенные трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми людьми.

В кризисный период – это возраст 3 года, некоторые дети непослушны, упрямы, неусидчивы, робки, имеют непроизвольное поведение, что вызывает определенную эмоциональную напряженность и недовольство родителей, а иногда и взаимное раздражение.

Основная причина заключается в сознательном игнорировании или незнании родителями возрастных норм и важных условий развития ребенка.

Стремясь добиться опережающего развития и превосходства своего ребенка над другими детьми, родители завышают требования к ребенку.

Неумелое форсирование умственного развития приводит к перенапряжению психологических и физиологических резервов организма маленького человека.

Очень часто современные дети страдают от дефицита общения и совместной деятельности с родителями. Подобная ситуация провоцирует проявление бессознательного протеста, вызывает у дошкольника непослушание, негативизм, капризность.

Жалобы родителей на невнимательность, импульсивность, непоседливость детей младшего и среднего дошкольного возраста могут возникать в результате завышенных и необоснованных требований к возрастным особенностям либо по поводу серьезных проблем, среди которых может быть задержка умственного или общего психического развития.

При данных проблемах страдает регуляторная сторона поведения и деятельности ребенка.

Неадекватные требования родителей, предъявляемые детям, объясняются не только их неосведомленностью относительно возрастных норм развития, значительно чаще они бывают связаны с личностными проблемами самих родителей.

Жалобы на своего ребенка, порой неадекватные, характерны для родителей, склонных к авторитарности, эгоцентризму, неудовлетворенных собой и проецирующих нереализованность своих желаний на ребенка.

Подобная ситуация говорит о неблагополучии детско-родительских отношений и в целом обстановки в семье.

Дисгармония в отношениях родителей и ребенка может возникнуть в результате различия их темпераментов, поэтому данный факт должен учитываться взрослыми людьми.

Острую точку во взаимоотношениях родителей и ребенка дошкольника составляет проявление его самостоятельности, которую родители воспринимают часто неверно.

«Я сам» воспринимается родителями как желание «делать всё по-своему» и часто пресекается взрослыми, поэтому данные возрастные нормальные особенности ребенка могут трансформироваться и принять форму непослушания и каприза.

Замечание 2

Таким образом, индивидуальный и своевременный психологический анализ взаимоотношений между родителями и ребенком-дошкольником является единственным путем оказания эффективной помощи.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/tipy_psihologicheskih_problem/psihologicheskie_problemy_detey_doshkolnogo_vozrasta/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.